Если бы даже десять десятков мэров из десяти десятков пушек разогнали все тучи над Москвой, ощущения праздника это не прибавило бы. XXV Московский международный кинофестиваль прошел столь уныло, что "солнечное" закрытие только усилило бы тоску по несбывшимся надеждам. А надежды были. По крайней мере одна, пусть призрачная, но устами организаторов проговоренная-переговоренная не раз, не два, не сто двадцать два. Была надежда на то, что Московский фестиваль - нет, не сравняется по престижу с Каннами, с Берлином, с Венецией, с Сан-Себастьяном, - но хотя бы поднимет своей престиж выше нуля на мировой арене.
Если честно, нам абсолютно все равно, как котируется фестиваль в родных пенатах. Только первокласснику, да и то не очень грамотному, интересно слушать о том, как наш вчера еще не обученный по части кино народ загорелся интеллектуальным огнем и устроил осады кинотеатров в стиле осады Зимнего в эйзенштейновском "Ленине в Октябре".
* * *
Как-то так повелось, что утверждение "внеконкурсный показ всегда интереснее конкурсного" стал неписаным законом. Однако почему-то именно конкурсные фильмы с других фестивалей собирают внушительную кассу по всему миру, а Москва так и живет с этим странным одряхлевшим законом. Сдается, что закон этот придумали в Москве, дабы отвести подозрения в нежелании продюсеров давать на наш фестиваль сильные картины. И то правда - впереди Венеция, затем приличный Сан-Себастьян, еще раньше - не бог весть, но все же Карловы Вары. Чего ж метать свои фильмы перед москвичами, тут их все равно не заметят. "Золотой Георгий" с лицом абрека - не та награда, к которой стоит стремиться. Кането Синдо - единственная, пожалуй, крупная фигура в конкурсном конвейере. Его "Сова" взлетела куда выше всех остальных конкурсанток, вместе взятых, - одновременно и абсурдистская драма, и социальная трагикомедия, и до смешного реальная фантасмагория. 91-летний японский старец, ветеран Московского фестиваля, трижды получивший тут главный приз и один, четвертый раз - за вклад (очевидно, в тот же самый Московский фестиваль), оказался значительно современней и дальновидней в смысле и художественном, и философском, чем его юные конкуренты. Впрочем, с самого начала было ясно, что главный приз Синдо не дадут - это было бы уже не совсем прилично. Так и случилось - фильм получил "серебро" за одну из женских ролей.
Простенький испано-итальянский фильм "Божественный огонь" Мигеля Эрмосы о предполагаемой судьбе выжившего Гарсиа Лорки, лишний раз напоминающий нам, что не стоит ворошить прошлое и будить мертвецов, стал победителем XXV Московского кинофестиваля. Пожалуй, не самый неудачный выбор, даже, можно сказать, единственно верный. Картина глубиной и новизной художественных средств (в отличие от "Совы") не блещет, но что достойно, то достойно.
Учитывая, что в конкурсе на сей раз имелись три российские ленты, пройти мимо хотя бы одной из них было никак нельзя. Не прошли мимо "Коктебеля" Анатолия Попогребского и Бориса Хлебникова, неплохой, но чересчур банальной ленты о призрачности всякой мечты. Фильм получил специальный приз жюри и особое упоминание критики. Кстати, о критике. Во время фестиваля в Доме кино собрался круглый стол критиков поговорить на тему "Критика и пиар". Не договорившись о терминах, пришли к выводу, что всякая критика - это пиар, что непрофессионализм - это бич критики и критиков, что критики сами не ведают, что пишут. И разошлись писать дальше.
* * *
Вообще Московский фестиваль любит вместо веселых светских раутов и трепливых вечеринок устраивать многозначительные мероприятия. Несколько круглых столов входят в обязательное меню. Да зачем они, помилуйте, мы все тут свои, в любой момент собраться можем, а фестиваль - праздник как-никак. Или устроить презентацию новорожденного михалковского детища - международной организации кинематографистов стран СНГ и Балтии. Вообще Никита Михалков - большой шутник. Путаницу любит, как дитя малое. Только дитя - он за просто так, а Никита Сергеевич по делу. По большому, как ему кажется. Вот взял и для Джека Николсона учредил премию Станиславского. Даром что такая уже у театралов была. Но надо же было как-то Николсона в Москву затащить. Тот и забыл уж, когда в Москве был, с русским президентом чаи гонял, а премия осталась. В прошлом году ее, правда, почему-то никому не вручили - забыли, видать, а в этом спохватились и отдали Фанни Ардан, хорошей актрисе, сыгравшей главную роль в плохом фильме Дзеффирелли "Каллас навсегда". Вообще странно, что у такого ревнителя государственной российской культуры, как Никита Михалков, премии Станиславского для своих не нашлось. Словно последователи Станиславского только по ту сторону Буга обосновались. Сам, кстати, премию не вручал и вообще на последнем фестивале "светился" мало.
Так вот касаемо международной организации кинематографистов стран СНГ и Балтии. Ну один к одному "Ника" с "Золотым орлом". Ведь есть у нас уже Конфедерация Союзов кинематографистов, та, с которой Киноцентр поделить не удавалось. Потом-то удалось, каким образом - одному Богу известно. Теперь вот нероссийских киношников, тех, кто раньше в Конфедерации состоял, в новую организацию объединил. И те, бедные, теперь, как киноакадемики, что одной ногой в "Нике", другой - в "Золотом Орле", одной ногой в Конфедерации, что конфронтирует с Михалковым, другой - в новой международной организации, что под михалковским крылом. К чему эта путаница, понятно. Борьба за власть называется. А кто не будет брать, отключим газ. Только ни газа, ни денег у Михалкова нет, он и российский Союз на ноги поставить не может, только и разговоров, что СК РФ вот-вот последний вздох издаст.
* * *
Думается, пора нам смириться с тем, что Московский фестиваль - это локальное мероприятие, и по одежке протягивать ножки. Не надо убаюкивать себя Николсонами, Пеннами, Сигалами, Гринуэями и Озонами. Не на фестиваль они приезжают, а по своим делам. Кто-то за премией Станиславского, кто-то для раскрутки фильма. Никто не приезжает, потому что Московский фестиваль - это хорошо и престижно. И кино хорошее нам достается только во внеконкурсные программы с других фестивалей, да и то в основном то, что закупили русские дистрибьюторы.