28 июня в Петербурге в здании Академии художеств был объявлен результат конкурса на новое здание Мариинского театра. Его выиграл архитектор из Франции - Доминик Перро. Все участники получили "благодарственные грамоты" и по картине в подарок, а члены жюри - памятные медали.
Одиннадцать проектов, представленных на конкурс, были выставлены на всеобщее обозрение на протяжении более чем двух недель. Надо сказать, что общественное мнение складывалось не в пользу предложенных вариантов.
Трудно было представить в историческом центре города подобие дворца спорта, похожего на плоский параллелепипед сканера (как выглядело большинство), или огромное яйцо в мятой золотой фольге (оно в конце концов и победило), или три стеклянных мешка на крыше довольно симпатичного современного здания (проект Эрика Оуэна Мосса). Проект Мосса не сильно отличался от его же первоначального "стеклянно-мешочного" варианта. А ведь именно он вызвал колоссальный скандал в городе своим "мешком мусора" и спровоцировал, по сути дела, нынешний международный конкурс. Кстати, многие были уверены, что, дабы не обидеть Валерия Гергиева, благодаря которому тот самый, первый проект и возник, пальму первенства отдадут именно американцу.
Несомненно, хорош и концептуально, и визуально был проект молодого голландского архитектора Эрика фон Эгераата под названием "Рука ангела": рука (золотая) как бы обнимала из земли новое здание театра. Для города, который уже веками венчает фигура ангела, эта работа подошла бы как нельзя кстати, да и внешне она выглядела не так шокирующе, как другие, и вполне бы вписалась в застройку исторического центра города.
Но жюри из 12 человек во главе с президентом Союза архитекторов России Юрием Гнедовским - среди них был, естественно, и сам Гергиев, и Михаил Пиотровский (директор Эрмитажа), и Олег Харченко (главный архитектор города) - при голосовании 10 против 2 предпочло всем другим проект Доминика Перро.
Сам архитектор определил проект как "рациональный инструмент оперы, который находится в светоносной одежде". Выглядит это следующим образом: огромный неправильный многогранник золотого цвета, практически лишенный фасадов, как бы накрывает некоей оболочкой несколько лежащих друг на друге черных и красных параллелепипедов. Здание имеет 8-метровый трюм для подземных гаражей, сценического склада и лифта и 42,6 м над землей собственно здания театра. "Золотая" оболочка из анодированного алюминия будет крепиться на каркас из нержавеющей стали и представлять собой пластинки, движущиеся в разных направлениях, подобно жалюзи. Предполагается, что она будет полупрозрачной, по крайней мере так это выглядит на макете. Материалами основного здания будут - полированный черный мрамор и стекло.
Стоимость постройки по условиям конкурса должна уложиться в 100 млн. долл., но проект француза явно тянет на большие деньги. Скорее всего в процессе работы все это амбициозное роскошество будут постепенно упрощать, и проект изменится. Возможно, до неузнаваемости.
Санкт-Петербург