В конце минувшего месяца министры сельского хозяйства, ученые и эксперты из 120 стран собрались в калифорнийском городе Сакраменто, чтобы взвесить все "за" и "против" генетически измененных, или трансгенных, продуктов. "Жители Соединенных Штатов уже убедились в эффективности биотехнологий. Необходимо поделиться этим опытом с развивающимися странами Африки. Правительства европейских стран не допускают генетически модифицированные продукты на свой рынок. И делают это исходя из совершенно антинаучных, ни на чем не основанных опасений", - заявил Джордж Буш. Насчет "стран Африки" - это американский президент точно подметил┘
По оценкам Всемирной продовольственной организации, чтобы обеспечить почти 8 млрд. людей, которые, согласно прогнозам, будут жить на Земле в 2025 году, и улучшить их пищевой рацион, мир должен удвоить объемы производства продовольствия. Сейчас, например, годовой сбор зерна в расчете на душу населения составляет в среднем 300 кг. Но это - именно средняя величина. Две трети населения мира - около 3,8 млрд. человек - живут в странах, в которых одновременно не хватает ни продовольствия, ни доходов, чтобы импортировать это продовольствие. И именно в этих странах население растет слишком быстро. Из 4,4 млрд. человек в развивающихся странах около пятой части страдают от калорийной и белковой недостаточности. Проще говоря - пухнут от голода. И пухло бы еще больше, если бы не генная инженерия.
Совершенно очевидно, что вырваться из этого порочного голодного круга с помощью традиционных агротехнологий уже невозможно. В качестве волшебной палочки-выручалочки с некоторых пор рассматриваются так называемые генетически модифицированные организмы (ГМО) (организмы - в широком смысле слова, в том числе и растения). ГМО - это организмы или растения с ДНК, измененной по желанию человека таким образом, чтобы придать, например, растениям некоторые уникальные свойства: устойчивость к пестицидам, различным вирусам, гербицидам или вредителям. Эксперты ООН официально констатировали в специальном докладе, что "новые культуры, обладающие генетически привнесенными признаками устойчивости к засухе, вредителям и болезням, могут сократить недостаток питания для 800 миллионов человек во всем мире".
ГМО выращивают в коммерческих целях, то есть на продажу, уже около 10 лет. Сейчас 98% мирового производства ГМО (сои, кукурузы, рапса, хлопка и картошки) сосредоточено в США, Бразилии, Чили, Канаде и Китае. Всего же трансгенные растения промышленно выращиваются в 16 странах: США, Аргентина, Канада, Китай, Австралия, Мексика, Испания, Франция, ЮАР, Португалия, Румыния, Болгария, ФРГ, Индия, Гондурас, Колумбия. По словам российского эксперта, члена бюро рабочей группы ООН по биобезопасности Александра Голикова, "весь западный шоколад содержит компоненты, полученные с использованием генетически модифицированных материалов, (чаще всего это лецитин, полученный из сои".
Вообще сегодня около 70% сои, используемой во всем мире в качестве основного источника белка, - генномодифицированная соя. Потенциальный рынок ГМ-растений и организмов огромен и очень динамичен. В 2001 году во всем мире было продано ГМ-семян на сумму 2,2 млрд. долл.; к 2006 г. прогнозируется рост до 3,8 млрд. долларов. В США 90% хлопчатника - это генномодифицированный хлопчатник. Под ГМ-растения в Америке используется 45 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. (Кстати, это почти половина всех посевных площадей России.)
Не случайно поэтому, что именно американские корпорации наиболее заинтересованы в расширении рынка ГМО и продуктов из них. Тут у них экономический интерес на уровне основного инстинкта. Так, например, хотя в России до сих пор нет ни одного коммерчески выращиваемого ГМ-сорта, в прошлом году Минпромнауки РФ зарегистрировало два сорта трансгенного картофеля, устойчивого к колорадскому жуку. Эти сорта разработаны американской фирмой "Монсанто". (Заметим, что колорадский жук сжирает примерно 35% российского урожая картофеля; в ценовом выражении это составляет убытки почти от 1 до 2 млрд. долл. ежегодно.) Представители 27 регионов России уже заявили, что готовы выращивать ГМ-картофель.
Но вот консервативная Европа не спешит закупать продукты "высоких технологий". Заметим, правда, что почти ровно пять лет назад, 7 июня 1998 года, на общенациональном референдуме население Швейцарии проголосовало "против" запрещения производства и распространения трансгенных животных, всех экспериментов с генетически модифицированными организмами или растениями.
Как считают в Белом доме, чрезмерная осторожность Европы в деле распространения ГМО может спровоцировать серьезный торговый конфликт. Президент США Джордж Буш обвинил европейцев в том, что они не допускают на свой рынок новые технологии и тем самым чинят препятствия на пути к прогрессу. "Необходимо признать распространение генетически измененных продуктов одной из важнейших задач. Для этого нужно проработать все правовые аспекты, найти инвесторов в частном секторе. Ведь биотехнологии - вещь довольно дорогая", - заявляет советник президента США по вопросам науки Джон Марбургер.
Но дело не только в непроработанности международного законодательства в области производства и использования генетически модифицированных организмов. (На международном уровне распространение ГМО регулируется единственным в этой области документом - Картахенским протоколом по биобезопасности в рамках Конвенции по биоразнообразию.) Противники пищи из ГМО давно ее окрестили "пищей Франкенштейна". Мол, не ешь ГМО - козленочком станешь. Впрочем, реальная опасность от распространения трансгенных растений совсем не в этом. Выпущенные "на волю" ГМО способны спровоцировать так называемое генетическое загрязнение, передавая собственную измененную ДНК диким сородичам. Тем самым уничтожается генофонд планеты. Недаром Картахенский протокол регулирует именно трансграничный перенос ГМО; согласно этому протоколу, страны имеют полное право отказываться от импорта трансгенов на свою территорию. Специалисты считают, что из 424 млн. гектаров земли, пригодной для земледелия, под трансгенные растения можно отвести 177 млн. Сейчас из них засеяно около 33%.
"Принципиальное отличие эпохи до ГМ-растений и после них состоит в том, что если пестициды токсически воздействуют на биоту, то генетически модифицированные растения сами создают биоту", - считают ведущий специалист отделения защиты растений Российской академии сельхознаук Юрий Веретенников и заведующий лабораторией Всероссийского НИИ биологической защиты растений (Краснодар) кандидат биологических наук Олег Монастырский.
И еще один экзотический аспект распространения ГМО - возникновение прецедентов оформления прав интеллектуальной собственности на живые организмы. Дело в том, что все искусственно созданные генетические конструкции патентуются. А так как разработка и производство ГМО контролируется примерно пятью транснациональными биотехнологическими корпорациями, то это означает монополизацию пищевого производства в мире.
А пока суд да дело, 800 млн. жителей Земли ежедневно страдают от недоедания┘