4-6.07. Спектакль "Прекрасная мельничиха".
Театр Российской армии.
Кристофа Марталера в России узнали и оценили после того, как в Питере, на одном из фестивалей "Балтийский дом" был показан его спектакль под претенциозным названием "Убей европейца!". Поставил его Марталер в берлинском "Фольксбюне" в начале 90-х, в том самом театре, который на нынешнем Чеховском фестивале успел уже сыграть "Мастера и Маргариту". В какой-то момент уже увенчанного престижными европейскими наградами Марталера позвали руководить цюрихским Шаушпильхаусом.
Тут-то и начались неприятности. Выяснилось вдруг, что на Западе важно не только звание режиссера, но и то, сколько зрителей смотрит этот "неведомый шедевр". Взгляды режиссера разошлись с мнением сытой цюрихской публики, которая ногами голосовала против театральных фантазий Марталера.
В начале сезона городские власти взялись было расторгнуть контракт с режиссером, но потом пожалели и "просто" скостили ему бюджет. "Прекрасную мельничиху" по мотивам Шуберта Марталер ставил, уже зная о скором расставании.
Наверняка можно сказать, что Марталер не пропадет. Но сейчас, когда известно, что следующий сезон станет для Марталера последним, который он проведет на посту руководителя Шаушпильхауса в Цюрихе, всем заинтересованным сторонам ясно, что этот западноевропейский опыт не пройдет мимо наших контролирующих органов: сколько раз у нас начинались разговоры о том, по каким критериям стоит оценивать продуктивность работы художника. И вот на Западе этот показатель, кажется, сумели найти. И стали действовать, невзирая на лица и звания.
Есть кому поволноваться среди наших титулованных и великих.