27-29.06. Программа "Новые имена" Чеховского театрального фестиваля.
Театр "Эрмитаж".
В "Эрмитаже" малозаметно идет важная театральная программа "Новые имена". Примечательна она единственным спектаклем по Чехову на Чеховском фестивале-2003 - "Больше, чем дождь" Белорусского фонда развития культуры. А также - участием тех, кто несет в массы современную драматургию: молодых московских режиссеров.
Ольга Субботина была ассистентом режиссера на "Гамлете" Петера Штайна и "Борисе Годунове" Деклана Донеллана. Так что она давно принимает участие в проектах Международной конфедерации театральных союзов. В Москве Субботина поставила чудесную вещицу "Ощущение бороды" и прошлогоднее "Нашествие". Кирилл Серебренников, начавший с провокационной "черной" драматургии ("Пластилин"), стал в уходящем сезоне режиссером номер один, подарив театралам "Сладкоголосую птицу юности" с неожиданной Мариной Нееловой и "Демона" с Олегом Меньшиковым.
"Для большинства зрителей современные драматурги - это Беккет, Ионеско и иногда Равенхилл. Это прошлый век. Надо исправлять ситуацию", - говорит Серебренников. Так что задача молодых режиссеров - представлять московской публике новые европейские имена.
Спектакль "И.О." Серебренников поставил по пьесе "нового шведского Фассбиндера" Стига Ларсона. Ларсон погружается в современные семейные отношения и решает их в жанре гиньоля - это когда об ужасном говорят очень весело. Шведская семья, горы переломанной икейной мебели, музыка "Абба". Все устали друг от друга, врут, жалеют, снова врут, но в конце концов снова чувствуют взаимную нужность. В проекте заняты молодые актеры, играющие свое поколение и свое время, и каждый из них нашел в спектакле что-то для себя. Успех постановке должны обеспечить участвующие в "И.О." Агриппина Стеклова, Юрий Колокольников и Алексей Гуськов.
Спектакль Субботиной тоже про современную семью. "А. - это другая" молодых австрийских драматургов Заутера и Штудлара - пьеса про максимализм в любви, завышенные эмоциональные требования женщины к самой себе и про результаты таких жизненных убеждений. Роль героини отдана Ирине Гриневой - по мнению Субботиной, это большой прорыв, так как воспитанница школы Анатолия Васильева Ирина Гринева не играет в современных пьесах из принципиальных соображений, убежденная, что "все они про бомжей".
Хороша ли новейшая европейская драматургия и будет ли из просветительской акции толк, можно будет понять очень скоро. А осенью оба спектакля войдут в репертуар московских театров. И тогда уже зритель ногами проголосует за или против выбора режиссеров.