20.06. "Трист", "Глория", дивертисмент.
21.06, 22.06, 24.06. "Лебединое озеро".
25.06. "Балетные сцены", "Дерево Иуды", "Глория".
26.06. "Балетные сцены", "Дерево Иуды", "Песнь о земле".
27-29.06. "Майерлинг".
29.06. Гала-концерт. Королевский балет Великобритании. Большой театр.
Гастроли Королевского балета Великобритании - это труппа в 85 человек, семь названий спектаклей и совместный гала-концерт с артистами Большого театра. В списке балерин - прима Ковент-Гардена Алина Кожокару из Румынии. Та самая, которую редакция "НГ" несколько лет назад прозорливо наградила премией на Московском международном балетном конкурсе.
По признанию самих англичан, с дрожью в сердце (везут балет на его историческую родину!) они решились показать в России "Лебединое озеро". В английском "Лебедином" чувствуется сильный русский акцент. Версия приближена к оригиналу 1895 года: использована запись постановки Мариуса Петипа и Льва Иванова, которая оказалась в руках эмигранта, бывшего режиссера императорских театров. Либретто переносит события в XIX век, во времена Чайковского.
В ту же эпоху живут действующие лица самого помпезного балета гастролей - "Майерлинга". Главный герой спектакля от классика британской хореографии Кеннета Макмиллана - тоже принц, и не сказочный, а реальный, отпрыск 600-летней династии Габсбургов. В 1889 году в деревушке Майерлинг затурканный обстоятельствами наследник престола Австро-Венгерской империи Рудольф покончил жизнь самоубийством вместе со своей любовницей, баронессой Марией Вечерой. Те, кто видел голливудскую мелодраму "Майерлинг" с Омаром Шарифом, могут сравнить его игру с балетным Рудольфом, роль которого исполнит мощный атлет, бывший премьер Большого театра, а после - солист Королевского балета Ирек Мухамедов.
Сходная история о травле одного многими по-иному воспроизводится в балете Макмиллана "Иудино дерево" - истории предательства в современном городе. Среди членов банды, орудующей на задворках лондонской судоверфи, есть свой Христос, свой Иуда и даже своя Мария Магдалина, которую коллективно насилуют и убивают.
На этом в программе гастролей кончаются повествовательные балетные истории. В других спектаклях предполагается некая символика, раскрываемая танцем, или просто взаимодействуют хореография и музыка. В антивоенном опусе "Глория" убиенным солдатам в ржавых касках являются ангелы смерти. В бессюжетной "Песне о земле", наоборот, славится жизненная сила и радость существования, чему способствуют музыка Малера и выпеваемые оперными голосами древнекитайские поэтические тексты. В "Балетных сценах" еще один классик английского балета, Фредерик Аштон, полуиронически смешивает музыку Стравинского с классическими балетными пачками. А в минималистском "Тристе", стильном балете молодого американца Кристофера Уилдона, действуют не люди, но их вымуштрованные тела, которые умеют хорошо танцевать.