"Золотой лев" за лучшую работу, показанную на биеннале, достался швейцарцам Питеру Фишли и Дэвиду Вайсу. Потому что они создали работу, которая показывает "истинный характер снов и конфликтов" - такова официальная формулировка. Дело в том, что "сны и конфликты" - основная тема нынешней биеннале. Но все участники биеннале понимают, что приз справедливо присужден "по совокупности заслуг". Фишли и Вайс - признанные международные художники, а их знаменитая видеоработа "Ход вещей" в этом году доехала даже до Чебоксар!
Второй по значимости "Золотой лев" - молодежный. Его присуждают "Лучшему художнику до 35 лет". Но этот приз молодеет с каждым годом - награжденным британским видеохудожникам лет по 25 примерно: один постарше, другой помоложе. Оливер Пейн и Ник Релф удостоены награды за то, что "создали работу, которая не могла появиться ни вчера, ни завтра, но прежде всего сегодня". Впрочем, по расплывчатой формулировке понятно, что в их лице наградили всю британскую новую волну видеохудожников. Потому что Пейн и Релф - типичные ее представители: они снимают на ручную камеру (им не важно, DV это или 35 мм) короткие фильмы о "городском дерьме", молодежной субкультуре, пригородах и окраинах Лондона. Короче говоря, лучше снимать видео, чем лампочки по подъездам бить.
Лучшего молодого итальянского художника в этом году зовут Авиш Хеберзаде. Как догадаться нетрудно, он родился в Иране, но работать предпочитает в Италии. "Золотой лев" за лучший национальный павильон достался Люксембургу: за видеоинсталляцию Су-Мей Цзе. Как нетрудно заметить, жюри биеннале в этом году политически корректно. Оно поощряет действительно международные проекты.
И только два приза "За жизненные достижения" получат итальянцы Карол Рама и Микеланджело Пистолетто. Это почетные награды, которые подчеркивают международный статус художника. Но, как видно, современному итальянскому искусству уже нечего предложить зрителям.