История современности
В 1895 году наступило время культурных новаций. В Париже прошел первый в мире киносеанс. А в Венеции - "Первая международная художественная выставка". И ее открытие вызвало шум не меньший, чем вечеринка братьев Люмьер в "Гранд-кафе". Еще бы! "Первую международную" посетили 224 000 человек.
В конце XIX века были модны промышленные выставки. На них "цивилизованные" страны мира соревновались друг с другом: все - от скотобоен до фотостудий - становилось предметом для конкуренции. Та же модель была положена в основу Венецианской биеннале. Каждая из заинтересованных стран получила возможность построить свой павильон на окраине города, на территории общественного парка, который сегодня зовется "Садами биеннале". Первой была Бельгия - в 1907 году.
Биеннале - один из туристических хитов Италии. В 2001 году парк во время выставки в среднем посещали 1902 зрителя в день. А в целом около 400 000 человек нашли время, силы и деньги, чтобы отдать их современному искусству в Венеции в 2001 году.
Вот уже больше века Венеция встречает биеннале. Международная выставка давно уже вышла за пределы исторических "Садов" и национальных павильонов. 50-я биеннале расползлась по всему городу: не только в пространство Арсенала (как происходит из года в год), она также заняла Музео Коррер, что на площади Сан Марко, и несколько дворцов. Она стала больше, чем любая из ее предшественниц.
Биеннале - самая большая, самая знаменитая и самая представительная общеевропейская художественная выставка. По ее следам можно изучать историю современности.
Место и традиция определяют значение биеннале. На пресс-просмотр, вернисаж и официальное открытие профессионалы прибывают со всех сторон света. Но, кажется, Венеция уже слишком мала для биеннале. В прошлом году добровольными жертвами открытий и вернисажей стали 30 000 человек. Число "жертв" новых вернисажей пока не подсчитано.
Россия венецианская
Россия (и вслед за ней СССР) - один из старых участников биеннале. Серж Дягилев - первый, кто придумал в 1907 году русскую выставку в Венеции (тогда еще не употребляли слова "куратор"). Но, как ни печально, Россия весь ХХ век играла на третьих ролях Венецианской художественной сцены. Лет 20 СССР вообще не принимал участия в биеннале (до 1956 года). Потом Москва, конечно, посылала художников, но совершенно выпадавших из общеевропейского арт-процесса. Так шло дело до начала 90-х.
Но и 90-е были потеряны Россией. А причина - в дурацком противостоянии "независимых кураторов" и новой официальной институции - Госцентра современного искусства: много газетной бумаги было потрачено на борьбу карликов под ковром. Силы кураторов уходили на споры в своей среде. И потому участие в биеннале оказывало не очень большое влияние на внутреннюю ситуацию в российском искусстве. Слава была единственным - и часто эфемерным - итогом для внутренней аудитории. Так, к примеру, Сергей Шутов, участник биеннале 2001 года, не может до сих пор вступить официально в Союз художников и получить московскую мастерскую. Для наших сидящих сиднем бюрократов биеннале не авторитет.
В 2003 году Российским павильоном управляют два человека. "Завхоз" - Евгений Зяблов, он же директор Росизо. "Худрук" - известный критик Виктор Мизиано, он же - заместитель директора Росизо.
В Российский павильон на биеннале официально приехали Сергей Братков, Константин Звездочетов, Валерий Кошляков, а также Владимир Дубоссарский и Александр Виноградов. Они - участники проекта "Возвращение художника". На других участках биеннале выставляют свои работы Виктор Алимпиев и Мариан Жунин, Илья Кабаков, Олег Кулик, Юрий Лейдерман, Андрей Монастырский, Вадим Фишкин.
Выгода и польза
Русских на биеннале редко награждают. На них вообще здесь редко обращают внимание. Но наши участники биеннале считают, что главное - не победа. Главное - участие. Участники 50-й международной выставки Константин Звездочетов и Олег Кулик ответили на вопросы обозревателя "НГ".
- Олег, выгодно ли участие в биеннале для художника?
- Сложный вопрос. Некоторые считают, что это - маркетинговая ситуация. Я считаю, что это не очень выгодно с материальной точки зрения: огромное количество художников, огромное количество ярких работ. Это момент участия в большой игре, но в этом нет большой выгоды. Выгоду гораздо легче на ярмарках искать или небольших персональных выставках.
- Костя, ты участвовал в Венецианской выставке в 1990 году. Какие были прямые и непосредственные результаты?
- Никаких. Результаты ты видел - я поехал на выставки в Урюпинск и в Цетине.
- Ты считаешь, биеннале никак не повлияла на продажи?
- Никак. Но сейчас другие времена. Раньше о биеннале в России знали 30 человек, а сейчас - 300. И некоторые из них имеют деньги.
Наш ответ Западу
Российский павильон на биеннале показывает наш товар лицом. Но внимание публики, вероятнее всего, будет больше привлечено работами Олега Кулика и Ильи Кабакова. Оба они участвуют на выставке вне национальной программы. Кабаков представит новую инсталляцию в Арсенале, а Олег Кулик - в Палаццо Зенобио.
Палаццо Зенобио - дворец конца XVII века, который известен роскошной росписью потолка бального зала. Теперь в этом здании Олег Кулик показывает продолжение своего "Зоомузея".
Восковой портрет теннисистки в полный рост не так давно был выставлен в XL-галерее. А теперь удачно показан на выставке "Новое начало" в Дюссельдорфе. Спортсменка с лицом, искаженным от злобы, изображена в момент резкого замаха: ее юбочка развевается, "хвост" взлетел выше головы. А "тело" восковой фигуры покрыто таксидермическими швами: то есть перед публикой - не портрет "живого человека", а портрет чучела спортсменки, "похожей на Курникову".
Работа технологически очень сложна. В ее подготовке участвовали фотограф, скульптор-восковик, дизайнер одежды (Ольга Солдатова), дантист и парикмахер (специалист по вращиванию волос на головы восковых фигур). Не говоря уже об ассистентах художника.
На биеннале Кулик показывает 5 фигур. Модель "похожа на Наоми Кемпбелл", актриса - "похожа на Бьорк", а космонавт - на Гагарина. "Похожесть", но не тождественность здесь, пожалуй, придуманы не для того, чтобы избежать возможных исков. Но потому, что это - собирательные портреты чучел нашего времени. Те символы XX века, которые Кулик помещает в свой личный "музей".
Это история современности от Кулика. Россия в ХХ веке упустила биеннале. Но в XXI еще надеется покорить "красавицу у моря".