- Вас выставили на "Армори шоу". Был большой успех, писала "Нью-Йорк таймс"...
- Русским впервые уделили такое внимание. Всего участвовало 147 галерей. И впервые в обзоре о ярмарке одна пятая статьи была посвящена двум русским галереям. Несколько художников - Тимур Новиков, Оссовский и мы - там описывались. И наша картинка была напечатана в "Нью-Йорк таймс" как единственная фотография с выставки, что и является, как нам сказали, большим успехом.
- А продалась картина?
- Нет. Продалась графика - две штуки, а картина пока нет. Но продастся...
- Почему не продалась?
- Не всегда же бывает прямая продажа. Галерея представляет интересных художников, галерея завязывает контакты с музеями, с коллекционерами. А вся работа часто начинается после ярмарки. Все серьезные коллекционеры имеют у себя в активе 8-10 галерей, где они обычно и покупают.
- Сейчас очень много галерей, с которыми вы работаете: в Нью-Йорке одна, в Лондоне другая...
- В Вене третья, в Италии четвертая, и в Москве две-три.
- И разные галереи вывозят вас на разные ярмарки. Пересекаются интересы. И у галерей нет конкуренции?
- У нас нет эксклюзива ни с одной галереей.
- Так повезло?
- Нет, не повезло. Когда можно было сделать эксклюзив с нами, никто его не сделал. Потому что эксклюзив накладывает большие обязательства со стороны галереи. Слава богу, к нам такое предложение не поступило. И потому мы свободны в этом смысле. И у нас большая зона для маневров. А для галерей это тоже выгодно. Для них же любая продажа - это успех, который показывает, что поднимается цена, идет реализация.
- Первый раз вы были в Нью-Йорке по приглашению Боба Уилсона, театрального режиссера?
- Да, после Валенсийской биеннале он пригласил пять или шесть русских художников. Он каждый год устраивает у себя праздник.
- По-моему, вы сейчас самые выставляемые за рубежом русские художники. Биеннале везде-где-угодно - в Тиране, Валенсии, Сан-Паулу...
- Так получилось...
- Персональные выставки в самых престижных галереях в Лондоне и в Нью-Йорке...
- Да!!! Да!!! (Громко кричит, затем вместе художники долго смеются.)
Трудно сказать, кто "самый", кто "не самый", но пока нормально все идет...
- Это отражается на уровне продаж?
- Я даже не знаю, что сказать... А что скажет налоговая?
- Нет взрыва продаж?
- Взрыва нет. Есть хорошие перспективы.
- Ту работу, которая сейчас висит в Помпиду, вы написали во Франции?
- Да. Для другой выставки - в музее города Парижа. И вдруг директор Помпиду устроил встречу с русскими художниками. Была видна его заинтересованность в этой работе. И в результате произошла закупка.
- Это очень престижно. Теперь работа завершает огромный проход - ретроспективу XX века. А с чем связано такое внимание?
- Повезло! Когда успех приходит, кажется, что так и должно было быть. Сначала думаешь, что завтра должен быть день рождения - завтра подарки. А потом, когда проходит этот праздник, то кажется, что ничего не изменилось... Здесь то же самое - праздник, по сути, прошел... О деньгах ты хотел спросить?
- Да! Сколько сейчас стоит ваша большая картина?
- Кому надо, пусть пойдут в галерею, и спросят. Многим еще по карману.
- Что будет на биеннале?
- Большая картина. "Рай под водой". Она продолжает то, что было выставлено в Лондоне. Но в другом формате - большем, потому что больше зал.
- Что ты считаешь самым большим успехом среди всех событий последнего времени?
- То, о чем мы говорим, - это новости. А событие - оно длится. И самое важное - это два стартовых события. Когда мы придумали проект и начали его делать. И когда мы напечатали свой катало, и "Флэш арт" сделал нашу публикацию.
- Когда вы придумали свой проект "Виноградов и Дубоссарский"?
- Мы его начали в 94-м году и до 2000 года делали его с определенным успехом. В 2000 году как раз произошло изменение статуса - мы издали каталог, который уже можно было показывать. Там был очень удачный текст Анатолия Осмоловского, который встраивал нас в московскую и международную ситуацию. И параллельно журнал "Флэш арт" делал номер про живопись, заинтересовался этим каталогом, сделал выдержку из Толикиного текста и напечатал две наши работы. После этого пошло уже международное движение.
- До этого не было такого спроса?
- Не было движения. Была раз в полтора года какая-нибудь выставка, куда нас самих часто и не брали. И это были русские выставки - наши работы куда-то везли, показывали: вот это - новое русское искусство. И увозили обратно. А с 2000 года нас стали брать западные галереи - уже как равноправных партнеров: не в общей каше, а отдельно. Началась другая история.
- Вы не собираетесь поступать так, как русские художники в начале девяностых: небольшой успех - и сразу уезжать?
- Мы пока так не думаем. У нас нормальная мастерская, есть возможность для работы. Проблем с выездом нет никаких. Поэтому если проблема назреет, тогда можно будет поехать на какой-то срок, но пока даже нет таких разговоров. Мы комфортно себя ощущаем в стране.