С 28.05. Выставка "Образы Петербурга: Графика XVIII - начала XIX века". Государственная Третьяковская галерея.
В том, что тема трехсотлетия Петербурга проникла во все сферы нашей жизни и никуда нам от этого не деться, сомнений нет. Но есть паллиативный вариант. Если вы устали от обсуждения грядущих торжеств на отреставрированной Дворцовой площади, можно сходить в Третьяковскую галерею на выставку "Образы Петербурга: Графика XVIII - начала XIX века".
В шести залах, отведенных под выставку, будет представлено примерно 250 работ - как знаменитых и не единожды экспонировавшихся, так и совсем неизвестных, тихо ждавших своего часа в запасниках Третьяковки.
Самые ранние из них - это гравюры Зубова: прижизненный портрет Петра I, его свадьба с Екатериной, виды Петербурга тех времен, когда забивали первые сваи в болотистую почву невских берегов. В свете нынешнего юбилея, безусловно, интересно взглянуть и на гравюры из альбома "План столичного города Санкт-Петербурга с приложениями проспектов", выпущенного к пятидесятилетию города в 1753 году.
Монументальная восьмиметровая "Панорама Невского проспекта", составленная из литографий Иванова с акварелей Садовникова, - это уже Петербург державный. Изысканное искусство миниатюры - в портретах российских императоров, начиная с Петра I и заканчивая Александром II.
Петербург как культурная столица заявлен залами, рассказывающими о городе, живущем в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока. О том городе, каким он предстает на иллюстрациях Сомова к "Портрету" и "Невскому проспекту", Репина - к "Запискам сумасшедшего", Бакста - к "Незнакомке", эскизами Добужинского к постановке "Бесов". Никогда раньше не выставлялась серия рисунков Грабаря по мотивам "Шинели".
В полном соответствии с принципами петербургской "натуральной школы" не обделены вниманием и простые петербуржцы - литографии Орловского представляют городского молочника, мусорщика, пряничника. Впервые можно будет увидеть уникальную серию из семи рисунков, рассказывающую о знаменитом журнале "Нива": редакция, типография, переплетная мастерская и так далее. Высокое и низкое рядом - как это по-петербургски.