23.05. X российский фестиваль "Ночь пожирателей рекламы". МДМ.
Это сейчас мы знаем, что реклама заслуживает внимания не только как знак эпохи, но и как отдельный вид искусства. А в 1981 году, когда неутомимый француз Жан-Мари Бурсико начал собирать свою "Синематеку" рекламных роликов, затея многим казалась бредовой. Зато теперь в "Синематеке" примерно 550 тысяч экспонатов, и к ним ежегодно прибавляется примерно 25 тысяч новых. Лучшие ролики Бурсико показывает на придуманном им самим знаменитом фестивале "Ночь пожирателей рекламы".
Каждый год Бурсико устраивает более 80 "Ночей" по всему миру. От не менее знаменитых "Каннских львов" они отличаются решительно всем. Во-первых, длительностью. "Львы" - это полтора часа, "Ночь" - как минимум восемь. Во-вторых, временным охватом. "Львы" - это только свежие ролики, снятые в течение предшествующего года, зрители "Ночи пожирателей рекламы" видят и довоенные рекламы, и совсем новые. И самое главное - это программа авторская, Бурсико, как шеф-повар, сам выбирает нужную пропорцию смешного, страшного, серьезного и легкомысленного, руководствуясь исключительно собственным вкусом.
Московская "Ночь пожирателей рекламы", которая пройдет в МДМ 23 мая, станет десятой по счету, юбилейной, стало быть. Начнется она водно-лазерным шоу, про которое ничего не хотят говорить заранее, чтобы не испортить зрителям сюрприз. Зато доподлинно известно, что выступит Игорь Бутман со своим оркестром, впрочем, станет ли он, как несколько лет назад Рохлевский с "Кремлин-оркестром", исполнять попурри на тему рекламных мелодий - джинглов, неясно. Еще совершенно точно будет фокусник-иллюзионист, а зрители, вышедшие покурить, смогут сфотографироваться у профессионального фотографа и получить, уходя, снимок на память.
Показы поделены на четыре блока, первый из которых откроется роликами-лауреатами учрежденного в 2002 году Гран-при "Ночи пожирателей рекламы" - это французские фильмы, рекламирующие умилительного вида светящего игрушечного мишку Люмину ("Возьмем телячий эскалоп и выключим свет. Эскалопа не видно. А Люмину светится в темноте").
Основной темой нынешней "Ночи пожирателей рекламы" Бурсико решил сделать проблему безопасности дорожного движения - французские, чешские, английские, новозеландские и канадские ролики, посвященные этой проблеме, будут показывать во время всей программы.
Несмотря на пестроту и разноплановость, заложенную в самой идее рекламы, любопытно следить за авторским почерком творцов коммерческого искусства разных стран. Итальянская реклама, например, представленная на "Ночи" лучшими фильмами фестиваля "Золотые 30 секунд", испытывает явное влияние итальянского неореализма - черно-белые стильные ролики, в которых обязательно присутствует если не драма, то интрига, а неспешные крупные планы говорят об усталости от клипового сознания. (В чинном кинотеатре идет жаркая любовная сцена между юношей и девушкой. Но мимо проходит пожилая дама, девушка возвращается на свое место, момент упущен. Юноша подносит к губам руку, еще хранящую запах тела красавицы. На черном фоне реклама духов "Дольче и Габбана".)
Сравнительно недавно зрителям-европейцам открылся мир японской рекламы - странной, не похожей ни на одну другую, снятой людьми другого менталитета, - рекламы с лаконичной графикой и парадоксальным для нас ходом развития сюжета. Заметно больше стало и рекламы латиноамериканской, зачастую малобюджетной, но очень яркой и динамичной.
Еще один блок посвящен человеческим порокам. (Настоящий мачо поднимается на лифте к ждущей его роскошной брюнетке, но стоит дверям открыться, как он получает оплеуху, а разгневанная дама уходит к себе - пока он поднимался, видеофон помог ей разглядеть длинный светлый волос на его пиджаке.)
Едва ли можно говорить об успехе российских рекламщиков - из четырехсот роликов, которые вошли в программу московской "Ночи", лишь шесть сделаны у нас, в том числе реклама мясоперерабатывающего завода с поющей Надеждой Бабкиной. Но если здесь Бурсико нельзя упрекнуть в политическом конформизме, то в свете недавних событий довольно красноречивым выглядит тот факт, что американских роликов, снятых с традиционно голливудским размахом, будет восемь, а вот тех, что приехали с Ближнего Востока (Сирия, Саудовская Аравия и т.д.), - несколько десятков.
Впрочем, откуда бы ни были ролики родом, основная мысль, которую выносишь с подобного рода масштабных рекламных мероприятий, это то, что помнишь картинку, музыку, сюжет - все что угодно, но только не рекламируемую марку. И это главное свидетельство того, что реклама - все-таки искусство.