Керосинка - прибор, популярный в России начала XXI в., как ни в одной другой стране Европы. Причины банальны - похищение проводов и неплатежи за электричество. Чем выше тарифы и чем дороже металл, тем более востребованы старые чадящие и коптящие приспособления. Керосиновая лампа, по сути, отличается от простейшей керосинки только формой и способом использования. Так что у керосиновой горелки есть волшебное свойство - и светит, и греет, и служит для приготовления пищи.
Есть и другой "керосиновый" спрос. Сайт "Рамблер" в разделе "покупки" предлагает купить лампу за 65 долл. США. Антикварный сайт предлагает брать за 70. "Керосинное освещение - это уже комфорт, а не необходимость...", как говорил в начале века один безумный ученый. Впрочем, самая дешевая керосиновая лампа стоит в 10 раз дешевле.
Лампочка Лодыгина - находится в почетном списке изобретений и открытий там же, где паровоз Черепанова, радио Попова, вертолет Ломоносова. Как известно, электрическую лампочку изобрели Александр Лодыгин (для русских), Генрих Гебель (для немцев), Джозеф Вилсон Свен (для англичан) и Томас Алва Эдисон - для всего мира. Просто в отличие от остальных изобретателей Эдисон доработал свою лампу до такой степени, что ей можно было пользоваться на практике.
Кроме лампочки Лодыгин изобрел электролет. Нечто цилиндрическое с двумя винтами, весом в 500 пудов, что должно бы было летать, но не летало, потому что не было построено. Питаться в полете электролет должен был по проводам от аккумулятора, установленного на земле.
Тиффани - не просто фамилия ювелира. Луи Комфорт Тиффани в Штатах (а Эмиль Галле во Франции) придумали, как должна выглядеть настоящая волшебная лампа. Сегодня их светильники продаются через аукционы по бешеным ценам, а подделки под Тиффани и Галле можно найти даже на Садовом кольце в Москве.
Его открыл Эдисон. В 1885 г. незнаменитый еще Тиффани был приглашен, чтобы украсить театр в Нью-Йорке. Этот театр - Лицеум - стал первым в мире театром с электрическим освещением. А Тиффани - прадедушкой всех театральных и кино-"светиков" (то есть осветителей). В 1900 г. на выставке в Париже он показал свою первую настольную электролампу.
Когда-то электричество было роскошью. Об этом сегодня напоминают настольные лампы от Галле или люстры от Тиффани. Благодаря этим мастерам формы, уподобленные природным, впервые вошли в странное сочетание с искусственным светом. Характерный стиль Тиффани - абажур из мелких кусочков переливающегося стекла, сложенных наподобие мозаики, в сочетании с тяжеловесным бронзовым основанием - в этом стекле и в этом металле свет бесконечно отражается, дробится, рассыпается на тысячи неверных оттенков цвета. Так, чтобы насекомые (любимый им декоративный мотив) дрожали.
Электронная лампа - открытие Эдисона, которое изменило жизнь человека больше, чем фонограф. Впервые она была использована на телефонных линиях. Но главное - то, что она лежала в основе первых ЭВМ. Если бы не одно небольшое усовершенствование электрической лампочки, то мы до сих пор имели бы дело с вычислительными приборами, состоящими из цепи валов, шкивов и шестеренок.
Изобретение микропроцессора уничтожило необходимость в электронных лампах. Но все равно звук старой "ламповой" радиолы гораздо полней и насыщенней, чем звук современного хитрого аудиоагрегата.