Пришло время премий. Весной были вручены сразу три приза, из них два - совершенно новых: "Арт-Москва" и "Дженерал Сателлайт".
Девяностые стали в России новой премиальной эрой. "Ника", "Московская премьера", "Григорьевка" - все они возникли не так давно. И совершенно изменили жизнь "работников искусства". Кино и театр, телевидение и поп-музыка, литература и балет - во всех этих областях рождались собственные специализированные награды. Во всех, кроме изо. Разве что фотографы радовались своим репортерским призам.
И ведь пошли лауреаты по городам и весям, департаментам и околоткам. Чего только не выросло на Руси! Вплоть до карельской республиканской премии "Сампо" или премии МВД за лучшие произведения литературы и искусства. Конечно, вознаграждение может быть чисто символическим. Например, за "Андрея Белого" (это старейшая в России негосударственная литературная награда) 1 (один) рубль дают... Но в большинстве своем премии обещают сладкую прибавку к пенсии (зарплате).
Есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Все девяностые немногочисленные организаторы современного искусства провели в бурных ссорах и переливании из пустого в порожнее. Но пришла новая эпоха: Церетели-Глазунов-Шилов как призрак нового "государственного" искусства не то что бродят, но хамят и куражатся в открытую по Москве. И перед этим призраком объединились наконец силы критиков и кураторов. Их задача - заявить в открытую о высоком статусе современного искусства.
Как материальная ценность новые призы пока позорно невелики. И это смущает. Для Бориса Михайлова, чьи работы сегодня продаются по всему миру, 5000 евро - не очень большие деньги. Премия "за вклад" по определению вручается людям успешным. А за такие деньги, как 5000 евро, как правило, можно купить только не очень большую и не очень хорошую работу художника, известного повсемирно. Да и для программы Escape (а это - 4 человека) 5000 евро на всех - невеликая сумма.
25 000 долл. - большая премия Аполлона Григорьева. Неплохо. Особенно если учесть, что в сумму одной этой литературной премии можно (и с лихвой!) уложить три новые награды. Оценка стоимости награды - дело не субъективное. Она показывает реальный уровень самооценки и самоорганизации премирующего сообщества.
Но премия важна совсем не как материальная ценность. Гораздо важнее - символическое значение. Символическая оценка премии основана на авторитете. И тут довольно легко подметить отличие России от англоязычного мира. Прежде всего потому, что у нас не так уж много стабильных современных художественных институтов. А потому, неизбежно, престиж новых московских премий основан не на институциональном авторитете, а на личных репутациях. То есть не так убедителен.
Самые престижные западные премии - музейные награды. Их авторитет базируется на престиже музеев. И к европейской схеме ближе всего стоят "Серебряная камера" (репортерская премия, существует с 2000 года) и "Серебряный венок" (приз на лучший отечественный фотопроект в области моды и стиля, существует с 2001 года) от Московского дома фотографии. С двумя "но": во-первых, авторитет этих призов основан пока исключительно на личном имидже Ольги Свибловой. Потому что значение ее музейно-выставочного комплекса в жизни Москвы целиком вытекает из ее личной позиции активного куратора и эксперта. И, во-вторых, "Серебряный венок", скажем, - это премия со смешанным муниципально-корпоративным финансированием. Западная система патроната все-таки предусматривает "прокладку" из благотворительных фондов. К примеру, "Приз Тернера" выплачивают не конкретные фирмы X, Y и Z, а Патроны Нового искусства (благотворительный фонд). И британские фирмы идут на помощь музею не из-за рекламы, а ради налоговых льгот. Но законы о налогах, конечно, дело Госдумы, а не музея.
С призом "Арт-Москва" все еще сложнее. За фасадом фонда "Арт-Москва" довольно явно угадывается коммерческая фирма "Экспо-парк" (несмотря на то что деньги на первый приз в действительности выделила некая туркомпания). Но репутация этой награды покоится на репутации ярмарки "Арт-Москва" (как известно, не слишком стабильной и не раз стоявшей на грани краха). И на авторитете членов первого жюри. То есть величине еще более нестабильной, чем репутация самой ярмарки.
Корпоративные премии - совершенно другой сектор. Их присуждают частные компании. И хотя материальное выражение такой премии может быть даже большим, чем у музейного приза, но его символическая ценность ниже. Прежде всего потому, что музей сам по себе - экспертный институт, а корпорация - нет. Символическая ценность корпоративной премии покоится исключительно на авторитете частных экспертов и стабильности самой компании. Призы от "Дженерал Сателлайт" - это первый в России пример чисто корпоративной премии в области современного искусства. Положительный пример или нет - будет ясно лет через 10. Пока что подбор экспертов более чем хорош, потому что это единственная премия, которая включает в себя иностранного эксперта. Вот, кстати, и еще одно отличие новых русских премий от крупных европейских. Отсутствие интереса к иностранным экспертам, которое немыслимо, скажем, в Британии. Замкнутость ситуации. Тесный мирок "своих".
Новая волна премий вселила в души художников забытые было надежды. А прогноз на будущее прост. Для того чтобы премии назавтра не выродились в синекуры, члены жюри наших новых конкурсов должны постоянно меняться. А поскольку изначально мало число тех экспертов, то, делать нечего, надо звать варягов. И, конечно, повышать ставки.