0
622
Газета Акцент Интернет-версия

13.05.2003 00:00:00

Время собирать

Тэги: искусство, премии, призы


Пришло время премий. Весной были вручены сразу три приза, из них два - совершенно новых: "Арт-Москва" и "Дженерал Сателлайт".

Девяностые стали в России новой премиальной эрой. "Ника", "Московская премьера", "Григорьевка" - все они возникли не так давно. И совершенно изменили жизнь "работников искусства". Кино и театр, телевидение и поп-музыка, литература и балет - во всех этих областях рождались собственные специализированные награды. Во всех, кроме изо. Разве что фотографы радовались своим репортерским призам.

И ведь пошли лауреаты по городам и весям, департаментам и околоткам. Чего только не выросло на Руси! Вплоть до карельской республиканской премии "Сампо" или премии МВД за лучшие произведения литературы и искусства. Конечно, вознаграждение может быть чисто символическим. Например, за "Андрея Белого" (это старейшая в России негосударственная литературная награда) 1 (один) рубль дают... Но в большинстве своем премии обещают сладкую прибавку к пенсии (зарплате).

Есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Все девяностые немногочисленные организаторы современного искусства провели в бурных ссорах и переливании из пустого в порожнее. Но пришла новая эпоха: Церетели-Глазунов-Шилов как призрак нового "государственного" искусства не то что бродят, но хамят и куражатся в открытую по Москве. И перед этим призраком объединились наконец силы критиков и кураторов. Их задача - заявить в открытую о высоком статусе современного искусства.

Как материальная ценность новые призы пока позорно невелики. И это смущает. Для Бориса Михайлова, чьи работы сегодня продаются по всему миру, 5000 евро - не очень большие деньги. Премия "за вклад" по определению вручается людям успешным. А за такие деньги, как 5000 евро, как правило, можно купить только не очень большую и не очень хорошую работу художника, известного повсемирно. Да и для программы Escape (а это - 4 человека) 5000 евро на всех - невеликая сумма.

25 000 долл. - большая премия Аполлона Григорьева. Неплохо. Особенно если учесть, что в сумму одной этой литературной премии можно (и с лихвой!) уложить три новые награды. Оценка стоимости награды - дело не субъективное. Она показывает реальный уровень самооценки и самоорганизации премирующего сообщества.

Но премия важна совсем не как материальная ценность. Гораздо важнее - символическое значение. Символическая оценка премии основана на авторитете. И тут довольно легко подметить отличие России от англоязычного мира. Прежде всего потому, что у нас не так уж много стабильных современных художественных институтов. А потому, неизбежно, престиж новых московских премий основан не на институциональном авторитете, а на личных репутациях. То есть не так убедителен.

Самые престижные западные премии - музейные награды. Их авторитет базируется на престиже музеев. И к европейской схеме ближе всего стоят "Серебряная камера" (репортерская премия, существует с 2000 года) и "Серебряный венок" (приз на лучший отечественный фотопроект в области моды и стиля, существует с 2001 года) от Московского дома фотографии. С двумя "но": во-первых, авторитет этих призов основан пока исключительно на личном имидже Ольги Свибловой. Потому что значение ее музейно-выставочного комплекса в жизни Москвы целиком вытекает из ее личной позиции активного куратора и эксперта. И, во-вторых, "Серебряный венок", скажем, - это премия со смешанным муниципально-корпоративным финансированием. Западная система патроната все-таки предусматривает "прокладку" из благотворительных фондов. К примеру, "Приз Тернера" выплачивают не конкретные фирмы X, Y и Z, а Патроны Нового искусства (благотворительный фонд). И британские фирмы идут на помощь музею не из-за рекламы, а ради налоговых льгот. Но законы о налогах, конечно, дело Госдумы, а не музея.

С призом "Арт-Москва" все еще сложнее. За фасадом фонда "Арт-Москва" довольно явно угадывается коммерческая фирма "Экспо-парк" (несмотря на то что деньги на первый приз в действительности выделила некая туркомпания). Но репутация этой награды покоится на репутации ярмарки "Арт-Москва" (как известно, не слишком стабильной и не раз стоявшей на грани краха). И на авторитете членов первого жюри. То есть величине еще более нестабильной, чем репутация самой ярмарки.

Корпоративные премии - совершенно другой сектор. Их присуждают частные компании. И хотя материальное выражение такой премии может быть даже большим, чем у музейного приза, но его символическая ценность ниже. Прежде всего потому, что музей сам по себе - экспертный институт, а корпорация - нет. Символическая ценность корпоративной премии покоится исключительно на авторитете частных экспертов и стабильности самой компании. Призы от "Дженерал Сателлайт" - это первый в России пример чисто корпоративной премии в области современного искусства. Положительный пример или нет - будет ясно лет через 10. Пока что подбор экспертов более чем хорош, потому что это единственная премия, которая включает в себя иностранного эксперта. Вот, кстати, и еще одно отличие новых русских премий от крупных европейских. Отсутствие интереса к иностранным экспертам, которое немыслимо, скажем, в Британии. Замкнутость ситуации. Тесный мирок "своих".

Новая волна премий вселила в души художников забытые было надежды. А прогноз на будущее прост. Для того чтобы премии назавтра не выродились в синекуры, члены жюри наших новых конкурсов должны постоянно меняться. А поскольку изначально мало число тех экспертов, то, делать нечего, надо звать варягов. И, конечно, повышать ставки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2161
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1402
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1041
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1362

Другие новости