Премия Баксбаума созвучна "баксам". И потому, вероятно, это самая большая награда в мире современного искусства. 100 000 долларов одному художнику. Не "нобелевка", но тоже ничего.
Впрочем, научные премии трудно сравнивать с художественными. Во-первых, положение успешного западного художника удачнее положения успешного ученого. Просто потому, что художник в среднем зарабатывает больше, а значит, материальное значение премии для него гораздо менее важно. На первый план в художественной награде выходит ее символическое значение. Важно не то, "сколько дадут", но история и репутация приза.
Артнаград слишком много. Они есть на Западе и на Востоке, на Юге и на Севере. Есть и премия Хиросимы: ее дают раз в три года ради мира во всем мире и за "дух Хиросимы" в творчестве, последний лауреат (2002) - Даниэль Либескинд. Есть и премия какого-нибудь Мальтийского биеннале, про которую мало кто слышал за пределами гостеприимного средиземноморского острова. Есть награды с большими выплатами, но без репутации. Есть премии безденежные, но очень почетные.
Премии меряют не деньгами. Как ни странно. Так, к примеру, приз Арчибальда - неплохая награда - 35 000 австралийских долларов и даже с долгой историей - больше 80 лет. Но условия этого приза - "поддержать портретную живопись, отмечая память великих австралийцев" - слишком специфичны для того, чтобы он пользовался популярностью где-либо, кроме Австралии, точнее, круга австралийских живописцев. Так что попечителям художественнной галереи Нового Южного Уэльса не стоит рассчитывать на всемирную славу.
Самые престижные западные премии - это музейные награды. Во главе жюри часто стоят директора музеев. Корпоративные призы и дары частных фондов менее значимы.
В таблице - три премии. Самая престижная английская награда с 20-летней историей. Самый дорогой американский и самый дорогой общеевропейский призы (и тот, и другой были учреждены под Миллениум и в 2002 году вручались во второй раз).
Сумма | Название премии | Страна | Номинации | Учредители и спонсоры | Лауреаты 2002 года | Судьи 2002 года |
100 000 долларов США | "Награда Баксбаума" | США | Приз отмечает ныне живущего американского художника, чья работа демонстрирует исключительное сочетание таланта и воображения и была показана на биеннале Уитни | Семейный фонд Мартина Баксбаума | Ирит Бацри (Нью-Йорк) за фильм "Это - не мои образы (Ни тот, ни другой)", (2000) | Максвелл Андерсон (директор Уитни, председатель жюри), Лоуренс Риндер (куратор, Уитни), Олукеми Илесанми (ассистент куратора, Уолкер артцентр), Линда Норден (куратор, Художественный музей Фогг), Энн Филбин (директор, Музей Хаммера) |
50 000 евро | "Винсент" | Бельгия | Награду дают европейскому художнику в возрасте от 35 до 45 лет | Боннефантенмузеум (Маастрихт) и благотворительный фонд Брере | НеоРаух (Лейпциг, Германия), "За продолжение традиции немецкого реализма" | Эйя-Лииса Аттила (лауреат "Винсент-2000", Хельсинки), Зденка Бадовина (директор Музея современного искусства, Любляна), Александер ван Гревенштейн (директор Боннефантенмузеума), Харальд Зееман (Тичино, куратор Венецианского биеннале 2001 года), Роза Мартинез Rosa (независимый куратор, Барселона) |
20 000 фунтов | "Приз Тернера" | Великобритания | Наибольший вклад в британское искусство за прошедшие 12 месяцев | Патроны нового искусства галереи Тейт (Лондон) | Кэйт Тисон (2002), за персональные выставки в СаутЛондон Гэллери, Кунстхалле Цюрих и на Венецианском биеннале | Майкл Арчер (критик), Альфред Пакман (директор Музея современного искусства в Центре Жоржа Помпиду, Париж), Николас Серота (директор Тейт, он же - председатель жюри), (коллекционер, Гревилл Уортингтон представитель Патронов Нового искусства ), Сюзан Ферлегер Брэйдс (директор Хейуард галереи) |