С 17.04. Художественный фильм "Адаптация" (США, 2002). Премьера. Кинотеатры "5 звезд", "Байконур", "Варшава", "МДМ-кино", "Победа", "Ролан", "Стрела", "Формула кино".
Когда Спайк Джонз снял "Быть Джоном Малковичем", его не сразу поняли. Шумели, спорили. Зато теперь все знают, чего от него ожидать. Ничего простого и понятного ожидать от него не следует. И вот, извольте видеть: "Серебряный медведь" на последнем Берлинском кинофестивале, два "Золотых глобуса", четыре номинации на "Оскара" и один "Оскар" - у нового фильма Джонза "Адаптация" по сценарию Чарли Кауфмана о приключениях самого Чарли и его брата-близнеца Дональда, которые вместе пишут сценарий фильма "Адаптация" и которых (обоих, естественно) играет потолстевший Николас Кейдж. Хотя Кауфман сначала хотел на эту роль Жерара Депардье, но у того акцент.
Конечно, это художественный фильм, есть некий вымысел - например, послужившая прообразом главной героини (которую играет Мерил Стрип) писательница книг об орхидеях никогда не гонялась ни за кем с ружьем по болотам. Но здесь правда и вымысел, похожий на путаный сон, переливаются друг в друга и смыкаются так тесно, что порой не понять, где начинается одно и заканчивается другое.
Непросто пришлось Кейджу. Помимо обретения лишнего веса ему пришлось научиться разговаривать с крестиками на стене, изображавшими его "альтер эго", и, по собственному признанию, "нести отсебятину", додумывая и меняя по ходу дела реплики диалогов. Ведь "поток сознания", в том числе актерского, - главный козырь "странных фильмов" Джонза.
При первом приближении можно принять на веру пассаж главной героини, той самой писательницы книг про орхидеи, Сьюзан Орлин, что суть - в желании людей испытать страсть. У них, довольных, сытых и обеспеченных жителей самой сильной в мире страны, туговато со страстями, вот они и заболевают странной болезнью Orchid Delirium, что значит "зависимость от орхидей". Больше вроде бы им зависеть не от кого. Триста тысяч американцев выращивают у себя дома тридцать тысяч видов этих роковых цветочков, подобно беззубому и немытому Джону Ларошу, колоритно сыгранному свежим оскаровским кавалером Крисом Купером.
Конечно, "Адаптация" - фильм совсем не о страстях по орхидеям, а о страсти по страстям, о том, что с покоем приходит равнодушие, как к Дональду. А равнодушие, как правило, лишает творческих людей способности творить по-настоящему.