Мода есть везде. Даже в тундре. Потому что везде люди украшают себя. И одни стремятся выглядеть лучше, чем другие. Больше того. Мода есть и у птиц, и у рыб.
Легко объяснить моду инстинктом размножения. Дескать, баба украшает себя для мужика, а петух хорохорится перед курицей. Но почему же, почему парни выбирают не самых "прикинутых" девиц?..
Для чего рыбы такие яркие? С этого вопроса начинается "Агрессия", самая известная книга Конрада Лоренца. И Лоренц сам отвечает на свой вопрос: первый его тезис - "окраска является средством выражения и появляется лишь тогда, когда нужна", а второй - чем ярче окрас, тем агрессивнее рыба. И человек от рыбы не далеко ушел.
Настоящий щеголь стремится всех перещеголять. Эту волю к господству легко проследить по поступкам Джорджа Браммела, самого знаменитого денди всех времен и народов. Как писал о нем Барбе д"Оревильи, Браммел "стремился скорей изумлять, чем нравиться: стремление, весьма свойственное людям, но заводящее их слишком далеко, ибо наивысшее изумление есть ужас". Франты одеваются ярко для того, чтобы "забить" конкурентов. На первом плане - стремление к верховенству.
Так что люди обречены быть модными. Потому что агрессия - их инстинкт. Фестиваль "Мода и стиль в фотографии-2003" показывает, как именно люди модными становятся и становились - в Берлине и Париже двадцатых, в Италии шестидесятых, в Москве девяностых...
Звезда этого фотомесячника - Хельмут Ньютон. Он стал знаменит потому, что сумел первым показать агрессивность красоты.
Но есть у людей одно отличие от животных. Люди умеют смеяться. Как считает Ольга Свиблова, главный организатор московского фотофестиваля, клоуны - именно то, что нужно во времена войн (например, иракской). Вторая тема месяца - цирк.
Чувство юмора снижает агрессию. И помогает увидеть "подкладку" моды. На выставках Московского дома фотографии. Больше чем в десятке музеев, галерей, ресторанов и выставочных залов столицы.
Принцесса стала швеей. Мерисс. Великая княгиня Мария Павловна, владелица дома вышивки "Китмир". Париж, март 1926 г. Фото из собрания Александра Васильева (Париж) |
Певица превратилась в королеву. Эмиль Орлик. Марлен Дитрих в гримерной "Ночного кабаре" Тео Хильшера. Берлин, 1923-1924 гг. Фото предоставлено галереей Бодо Ниман (Берлин) |
Пани Броня - альтернативная Мисс мира. Татьяна Антошина. Мода для всех. Портреты. 2002 г. Фото из собрания Татьяны Антошиной |
Девушки позируют публике. Соревнуются друг с другом. Ищут мужчину. Смеются.
Неизвестный автор. Перед показом моделей. Кузнецкий Мост. 1970-е годы. Фото из собрания Вячеслава Зайцева |
Кинозвезды диктуют стиль. Во всем - от улыбки до модели ботинок.
Тацио Секкьяроли. Софи Лорен и Грегори Пек в фильме "Арабеска". 1966 г. Фото из Архива Тацио Секкьяроли |
Хороший клоун смеется так, как будто каждый день в его жизни - последний.
Виктор Ахломов. Леонид Енгибаров. 4 апреля 1969 г. Фото из собрания Виктора Ахломова |
Папарацци везде ищет сенсацию. На выставке Хельмута Ньютона в Московском доме фотографии, март 2003 г. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Русский костюм для немецкого варьете. Джон Грауденц. Сцена "Русский танец". Ревю "Из уст в уста". 1924 г. Фото предоставлено галереей Бодо Ниман (Берлин) |
Война - хороший повод для юмора. Цапля и Глюкля. Солдат и матрос. Психоаналитический кабинет Белых. 2003 г. Фото предоставлено галереей XL |
Куратор нашла героя. Хельмут Ньютон и Ольга Свиблова в Московском доме фотографии, март 2003 г. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |