Цирк нешуточно входит в моду. Подтверждение тому - аншлаги на полунинском "Сноу-шоу" этой зимой, полные залы на выступлениях питерских "Лицедеев", а также выставка в Новом Манеже, подготовленная самолично директором фотоотдела Национального фонда современного искусства Франции Аньес Гувьон Сен-Сир.
Кто бы мог подумать, что бывшая манекенщица "Харперс Базар" и "Вог" Сара Мун, сделавшая из календаря автомобильных покрышек "Пирелли" произведение искусства, ходит нюхать навоз и мокрые опилки в Театр дедушки Дурова? Что знаток и певец парижских улиц Робер Дуано пленился теснотой бродячих шапито и плохим светом? Что эстет и друг Пикассо Брассай любил фотографировать заезженных лошадей, а звезды кича Пьер и Жиль исследуют волшебную силу власти клоунов? В выставочных залах Нового Манежа (чье название в этот раз звучит очень уместно) во славу цирка собрали всю тяжелую артиллерию французской фотографии. А для чего?
Ответ очень прост. Настоящий цирк и хорошую фотографию роднит мечта о чудесном, даже невозможном. О бессмысленном, но от этого не менее тяжелом подвиге акробата, наездницы, фотографа во имя прекрасного. О прелести "просто так". "Ап!" и "Щелк!" - секундное дело, а ведь и жизни можно лишиться.
Кто лучше фотографа поймет клоуна? Один прыгает на арене в тонне грима с красным носом, а другой - перед моделью с двадцатью килограммами оборудования на спине (столько весила первая фотоаппаратура Дуано). Чтобы у зрителя перехватило дыхание так, как будто он сам под куполом цирка, и фотографу, и циркачу надо нарушить закон тяготения и подчинить его себе - если надо, повисеть немножко в воздухе, сделать свою работу, и спокойно на ноги приземлиться.
У одних - магия цирка, у других - магия фотографии. Но когда они встречаются, то запахи звериных клеток и звуки фанфар громко стучат в нашу дверь.