Диктат франкофонов
Париж диктует моду миру. Времена "парижского шика" давно прошли. Но двадцатилетней давности инициатива Европейского Дома фотографии пышным цветом расцвела по всему миру. Теперь уже сам Месяц фотографии в Париже выглядит бедным родственником своих восточноевропейских "потомков". Киев стал 26-м городом мира, в котором проводят Фотобиеннале. Как и в Москве - по французскому рецепту.
Выставка Жана Дезеда? Париж, ноябрь 2002 года, Павильо н дез ар, Месяц фото. И Киев, апрель 2003 года, галерея L-арт, Фотобиеннале. Выставка Жана-Мари Перье? Париж, ноябрь 2002 года, зал мэрии (не в рамках, но во время Месяца фото). И Москва, апрель 2003 года, Манеж, фестиваль "Мода и стиль в фотографии". Все сходится вплоть до деталей. Выставку о моде "Версия 01" вчера открыли в Музее современной истории России, а в мае ту же выставку покажут в Киеве. И значит, надо искать закономерность...
Конечно, есть AFAA. То есть Французская ассоциация содействия искусствам. В деле поддержки московского и киевского проектов роль этой организации огромна. Франция, как известно, страна, в которой существует самая сильная в Европе система господдержки для искусства. Но дело не только во французском интересе...
Восточная Европа ищет альтернативу американизму. И французская культура выступает как альтернатива американской? Нет, не буду строить геополитических перспектив. Потому что никакой альтернативы "американизму" на самом деле нет. Просто Париж остался столицей индустрии моды, которая законно включена во всемирную сеть массовой культуры. Но дело даже не в индустрии моды...
Дело в том, что есть франкофоны на местах. В России - Ольга Свиблова, которая живет между Москвой и Парижем. А на Украине - Глеб Вышеславский, который живет между Киевом и Антибом, главный редактор журнала "Терра инкогнита". И Евгений Солонин, куратор Фотобиеннале, тоже франкофон. Причины "французского происхождения" московской и киевской биеннале надо искать в их глубокой внутренней симпатии - к Франции и французам. А истоки этой симпатии уходят глубоко во времена просвещенной Екатерины. С тех самых пор понятие "аристократия" прочными узами для русского (и украинского) сознания связано с фигурой "модного француза". И сколько ни высмеивали эту привычку писатели из разночинцев, сколько ни истреблял ее XX век, но, как ни странно, она успешно пережила и революцию, и перестройку. Париж опять диктует моду миру. Моду на фотобиеннале.
Украинская ретроспектива
Советский Союз был нерушим. И в нем существовали свои железные законы функционирования культуры. Москва - столица. А все остальное - провинция. Киев был национальной провинцией. То есть местом, заведомо лишенным больших культурных перспектив.
Сейчас все изменилось. И фотобиеннале отчасти ищет современную украинскую идентичность...
Николай Бабак - художник, коллекционер, писатель. Ему принадлежит одно из лучших на Украине собраний народной иконы. Выставка Бабака стала одним из центральных событий Киевского биеннале.
Бабак в своей работе опирается на наследие родного региона, Черкащины. Как абстракционист, он использует цветовую палитру народного искусства. Как автор ассамбляжей - просто включает рушники да шитые картинки в собственные произведения. Теперь Бабак предложил новый взгляд на искусство фотографии.
"Украинская ретроспектива" - это выставка-исследование. Она сочетает в себе народные иконы и сельские снимки. Экспозиция построена на их сопоставлении - так, что зритель видит, как одно (фотографии) вытекает из другого (икон). Механизм передачи традиции становится зримым.
Икону и фотографию легко противопоставить друг другу. Как "сакральное" - "бытовому", "рукодельное" - "механическому". Выставка Николая Бабака показывает условность такого противопоставления. Она представляют украинское искусство XYIII-XIX-XX веков как единую традицию, в которой "фотография" или "икона" только являются разными формами, в которых выражается единая креативная энергия народа. Художественные материалы Центрального Поднепровья представлены как единая авторская инсталляция.
Творчество Николая Бабака уходит корнями в глубины исторического прошлого народа. Но на фундаменте сельского искусства он утверждает собственное творчество - новое по форме и украинское по духу.
Киев-Москва