7.04. Фестиваль Рахманинова. Второй фортепианный концерт играет Денис Мацуев. Концертный зал им. П.И. Чайковского.
8.04. Прокофьевская ретроспектива. Симфоническая капелла России. Дирижер Валерий Полянский. Большой зал консерватории.
9.04. Фестиваль Рахманинова. Закрытие. "Колокола". Концертный зал им. П.И. Чайковского.
Фирменная филармоническая традиция весомо отмечать памятные даты особенно эпично воплотилась к 130-летию Сергея Рахманинова - целый месяц в двух главных залах столицы идет фестиваль "Рахманинов и русская музыка". Вершинные сочинения великого классика звучат в контексте музыки его современников, из коих выбраны Скрябин, Стравинский и Прокофьев. 7 апреля в КЗЧ победительный покоритель вершин, золотой лауреат Конкурса имени Чайковского Денис Мацуев в сопровождении оркестра МГФ под управлением Юрия Симонова выкинет свой козырной туз - знаменитый Второй фортепианный концерт. Открыв собой XX век, этот концерт стал одним из музыкальных символов нашего времени. "Колокольную тему" рахманиновского концерта Николай Метнер называл музыкальной темой России: "Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост подымается Россия". В этот же вечер прозвучат импрессионистская симфоническая поэма Скрябина "Мечты" и избранные фрагменты из балета Прокофьева "Ромео и Джульетта". Когда-то премьера с участием Улановой в Кировском театре вызвала к жизни эпиграмму "Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете", а сегодня та же жизнь признала, что сумбур стал вечной классикой.
Зазвучат колокола и в последний фестивальный вечер 9 апреля. Оркестр Владимира Понькина совместно с капеллой Юрлова исполнит вокально-симфоническую поэму на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта "Колокола", которую сам Рахманинов считал лучшим своим произведением. Четыре части поэмы - четыре возраста жизни, четыре варианта колокольного звона (наружный, свадебный, набатный, похоронный). Музыкальный апокалипсис создан в 1913 году в предчувствии надвигающейся русской трагедии, одной из жертв которой оказался сам композитор. В эмиграции Рахманинов надолго замолчал. Выходом из кризиса стали три хоровые русские песни, напетые Шаляпиным и Плевицкой и посвященные дирижеру Леопольду Стоковскому. Стоковский стал и первопроходцем Рапсодии на темы Паганини. По существу это одночастный фортепианный концерт на темы 24-го каприса Паганини и средневекового хорала Dies irae (День гнева). На фестивале рапсодию играет молодой победитель конкурса в Токио Петр Дмитриев.
Прокофьеву суждено было умереть в один день со своим злым гением - из-за смерти Сталина 5 марта 1953 года никто не заметил ухода величайшего гения современной музыки. 50-летие со дня кончины Сергея Сергеевича продолжают отмечать ведущие музыкальные коллективы страны. 8 апреля в БЗК Капелла Полянского намерена удивить всех прокофьевским раритетом под названием "Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным". После премьеры 1944 года, раскритикованной в пух и прах, опус надолго лег в загашники. Сочиняя эту небольшую кантату для сопрано, тенора и хора с оркестром, композитор "видел перед собой образы сломанного детства, жестокого врага, непреклонного мужества и близкой светлой победы". Предчувствием победы окрашена и Пятая симфония, премьерой дирижировал сам Прокофьев. Он же был и первым исполнителем своего Третьего фортепианного концерта, созданного в 1921-м и посвященного Бальмонту. На сей раз играет Владимир Овчинников.