7.04. Балет "Мать Тереза и дети мира". Танцевальная компания Мориса Бежара. ГЦКЗ "Россия".
Были времена, когда кумира европейской молодежи Мориса Бежара в России ждали как откровения. И хотя его балеты доходили до нас с большим опозданием, это было подобно дождю в пустыне. Теперь и 75-летний мэтр к нам зачастил, и спектакли его привозят с пылу с жару. Премьера балета "Мать Тереза и дети мира" состоялась в октябре прошлого года, а в апреле нынешнего постановку уже показывают в Москве.
При своей компании "Балет Лозанны" Бежар имеет балетную школу с индийским названием "Рудра". Там готовятся универсальные артисты: шесть дней в неделю их учат не только танцевать классику с модерн-дансом, но и петь, вникать в музыкальный и пластический ритм, играть в драме, по-японски орудовать мечами в стиле кендо. В какой-то момент Бежару так понравились его собственные ученики, что он не смог допустить их ухода в другие театры. И создал себе молодежную труппу - "Компанию М" ("М" означает, естественно, бежаровское имя Морис). Для младшеньких и создан спектакль о матери Терезе Калькуттской. По мнению Бежара, балет как вид искусства, имеющий сакральные корни и до сих пор наиболее близкий к литургии, очень подходит для рассказа о католической святой.
Хореограф не был лично знаком с матерью Терезой, но тщательно изучил ее биографию и книги. Просвещенный европеец, в детстве посещавший католический колледж, и мусульманин шиитского толка, он не может не восхищаться женщиной, которая всецело предана христианству - и вместе с этим открыта всему человечеству. Для Бежара, гуманиста старого закала, такая внутренняя свобода и безбрежная толерантность - высший пилотаж личности. Его спектакль вдохновлен тем же чувством, что рождало подвижничество Терезы Калькуттской: удовольствием от многообразия рас, народов и культур.
Как и многие постановки Бежара, "Мать Тереза и дети мира" - не балет в чистом виде, но монтаж разных видов танца с оперой, пантомимой, произносимых "в кадре" и за "кадром" текстов. Запад сходится с Востоком, и, если в одном углу сцены делают классический экзерсис, то в другом - медитируют по системе индийской йоги. В главной роли - бывшая прима-балерина Штутгартского балета, чилийка по происхождению, Марсия Хайде.
Хореограф раскрывает "символ веры, религию, общественную и личную жизнь" самой замечательной женщины двадцатого века, но без пересказа подлинной биографии: "Признаюсь, я не хотел бы, чтобы танцовщица играла мать Терезу во всем известном бело-голубом сари. Я не люблю проводить прямые аналогии. Мы видим женщину, преподающую танец детям. В ее уста мы вложили слова, когда-либо сказанные или написанные матерью Терезой. Преподаватель танца ведет себя, как Тереза, - она кормит рисом голодных. Каждый волен решать, видел ли он известную Терезу из Калькутты или нет".