"Нынешний "Оскар" - это пир во время чумы!" - кликушествовали и наши, и западные СМИ. Да какая там чума? Ну разве что почти все явились на церемонию в черном, но это кинозвездам было так к лицу! Не говоря уж о том, что черно-белый зал - это так необычно, так пикантно. Словно весточка в стародавние времена, во времена черно-белого кино. Почти так же пикантно, как гладкозачесанная голова с фигушкой на затылке, как у обладательницы "Оскара" за лучшую женскую роль Николь Кидман. Кстати, Кидман поначалу пыталась всех огорошить заявлением о неявке на церемонию "Оскара", тем не менее явилась, хоть и вся в черном, но была явно рада награде.
Вообще всему сборищу можно было дать кодовое название "Люди в черном" - ни тебе синего платьица от Версаче, ни тебе оранжевого шлейфика от Армани. А вот главный "человек в черном" - Уилл Смит - все ж таки не приехал. Несмотря на попытки представить не явившихся также Пола Ньюмана и Леонардо Ди Каприо "протестантами" против войны в Ираке, эти стар и млад американского кинематографа отсутствовали по вполне прозаическим причинам: первый занемог по старости, второй заработался по молодости. Не приехала также съемочная группа "Человека без прошлого" (все равно ничего не получили) и актеры из китайского фильма "Герой" (эти тоже ничего не получили).
Призы распределились очень комично. Забавно, когда награда за сценарий уходит к одному (на этот раз ее получил Педро Альмодовар за "Поговори с ней"), за режиссуру - к другому (Роману Полански за "Пианиста"), лучшая актриса отыскивается в "Часах" (имеется в виду Николь Кидман), а лучшим фильмом объявляется "Чикаго". Возникает вопрос: а из чего тогда складывается лучший фильм? Из лучшей женской роли второго плана, которую сыграла Кэтрин Зета-Джонс, кажется, сильно рисковавшая родить прямо на сцене во время вручения "Оскара"? Впрочем, все объяняется не так сложно. Дело в том, что в ряды киноакадемиков тяжелой поступью вломилась политкорректность, великолепно исполнив роль слона в посудной лавке.
Конечно, нормальному киноакадемику в здравом уме и твердой памяти не придет в голову голосовать за Романа Полански как за лучшего режиссера. Слов нет, режиссер-то он действительно отменный, только вот фильм "Пианист" зауряден. Однако тема, сами понимаете, - Вторая мировая, гетто, Холокост. Пока будут сниматься фильмы на эту тему - хорошие, плохие, разные, - они будут обречены на успех. Есть еще один момент. Вот уже двадцать пять лет Полански носу не кажет в США, поскольку обвиняется в изнасиловании 13-летней девочки. Одним словом, прячется от правосудия. Тот факт, что киноакадемия назвала лучшим режиссером года беглого преступника, придает самому "Оскару"-2003 большую долю пикантности. К тому же киноакадемия состоит из людей искусства, творческих личностей, обожающих позы и игры. С Полански они решили поиграть в милосердие и справедливость. Назвать "Пианист" лучшим фильмом язык не повернулся, а престижного "Оскара" за режиссуру - самое то. И лучшая мужская роль Эдриану Броуди - вроде как тоже само собой. К Броуди претензий нет, но соперники у него были - дай Бог. Один Николас Кейдж в "Адаптации" чего стоит. Вот уж кто, думается, оказался обойденным совершенно несправедливо. Черт бы побрал эту слоновью политкорректность.
Странно, что многих удивил и даже разозлил факт полного игнорирования "Банд Нью-Йорка" и мистера Скорсезе. А что тут удивляться, если кровавый трехчасовой эпос на тему "откуда есть пошла земля американская" пропитан таким антиамериканизмом... Радовался бы - теперь "Банды..." войдут в историю "Оскара" как фильм, выдвинутый по 10 (!) номинациям и не получивший ни одной. Такого еще не бывало. То, что Скорсезе за "Банды┘" получил "Золотой глобус" как режиссер, ни о чем не говорит. "Глобус" вручают иностранные журналисты, аккредитованные при Голливуде, а им, пожалуй, начхать на то, как выглядит Америка на экране. Снято, впрочем, что уж говорить, впечатляюще - долго еще после фильма страшно чашку кофе к губам поднести - а вдруг там кровь? И по улице идти страшно - а ну как топор промеж лопаток засадят (это, кстати, основное и любимое занятие героев "Банд...")? Говорят, что Скорсезе, человек южных кровей, смертельно обиделся - ну хоть бы в крохотной какой номинации победил. Художники - народ обидчивый. Но отходчивый. Помнится, несколько лет назад Дэвид Линч почему-то так рассчитывал на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, что, не получив ее, поклялся на Лазурный Берег ни ногой. На следующий год явился как миленький.
Сам себя не пропиаришь - никто не пропиарит. Это, кстати, относится и к последнему "Оскару". Выступить с проникновенной антивоенной речью на церемонии - это нормально, это по сценарию. Ну а красную дорожку-то убирать зачем, через служебный ход звезд зачем пропихивать? Это, надо понимать, таким образом музы не молчат, когда пушки бьют? Пролезшие через служебный вход звезды на церемонии веселились от души, даром что в черном. Что-то неловкое в самой ситуации получилось. Сначала все скопом пугали, что не явятся. Не явился только человек со скромной фамилией Смит. Пришли на праздник все в черном, как в униформе, поначалу натянули полускорбные маски, но быстро о них забыли. Как в старом анекдоте про "медленно и печально"... Во был бы жест, если бы отменили вообще церемонию, плюнули бы на потраченные деньги! Или, например, если бы неприехавший Каурисмяки заранее отказался бы от "Оскара". Это я понимаю. Это высший пилотаж. А так - ни богу свечка, ни черту кочерга. Вот такое черно-белое кино.