Немецко-финский аэроплан
"Дас зитцт ист капут бай мир!" Эта фраза была первым словом, которое я услышал в салоне Як-42.
Вокруг сидели немцы с финнами напополам. Для удобства различения финны были одеты в красные куртки, а немцы - в желтые.
- Носы красные у всех. В тирольских шапках... Да, для них здесь слабовато. Ну давай, сауну там включи, - и с этими словами мой сосед отключил мобилу. Мы летели в столицу Хантыйского края. И на роль бодрых спортсменов ни пухлый растрепа-финн в очечках, ни пожилая немка в адидасовской курточке явно не годились. Это были группис, поклонники. Впервые город нефтяников принимал столько иностранцев разом.
Самолет "Москва-Ханты-Мансийск" набирал высоту. Бодрые сибиряки, затарившись коньяком, уже вовсю потчевали своих внезапных попутчиков (в духе бессмертного фильма "Бриллиантовая рука" - смотрите сцену в ресторане). Немцы были довольны, а финны - просто счастливы.
"Дойча! Дортмунд! Боруссия! Гут!" - говорил добродушно широкоплечий бурильщик, покачиваясь в проходе. "А-а! Водка! Австрия! Чем-пи-онат", - радостно отвечал ему красномордый немец. Они уже нашли общий язык. Язык спорта.
Западовосток
Сначала, еще в зале вылета, я подумал, что перепутал направление. Потому что лететь предстояло три часа на восток. А вокруг - русской речи не слыхать.
В аэропорту я снова задумался о путанице. Потому что вокруг ничто кроме снега и надписей не напоминало о матушке Руси. Вычищенное здание - стекло и бетон, красивая ночная подсветка, джип за джипом у вокзала...
Первым объектом, который я утром увидел в Хантах, была Площадь спортивной славы. Ее открыли к чемпионату: вечный огонь висит над землей на стальных тросах. Давно знакомая форма в совершенно новом контексте.
Что удивляет в Хантах - контраст. Современная Олимпийская деревня и домишки-развалюшки, где еще живут люди. Новая "пирамида" - "Стела покорителям земли Югорской" (больше 60 метров ввысь!). И дорога к ней, на которой можно потерять последние зубы. Как говорят, город начал развиваться в последние пять лет. До того жили по принципу "заработал и уехал". Теперь - хотят остаться.
Сегодня Ханты-Мансийск - самый "западный" город на востоке. По трем параметрам: связь, гостиницы, вложения в культуру и досуг. Не нужно было лететь три часа, чтобы увидеть чемпионат мира по биатлону своими глазами. Потому что его онлайновая трансляция идет беспрерывно, в режиме реального времени (www.okrtelecom.ru). Но это я выяснил уже в Москве.
"Шестисотый" объектив
Скажу честно - чемпионат мы смотрели из кафе "Лакомка". В гостинице, по телевизору. Потому что биатлон вживую не очень-то привлекательное зрелище...
При посадке в самолет я встретил мужика с большим алюминиевым баулом. "Бетакам"?" - "Да нет, объектив. "Шестисотый". Впервые взял..." Это был фотограф из Ассошиэйтед пресс. "Шестисотый" - это фактически телескоп: объектив для съемки на дальних расстояниях. Для фотографа - круче, чем "Мерседес".
Ну бегут спортсмены. Ну стреляют. Вместе с ними ведь не побежишь и не постреляешь. Нужен как минимум бинокль или телеобъектив, чтобы увидеть самому, как они там отстрелялись. Это не футбол, где с одной трибуны можно увидеть весь ход игры. В биатлоне все можно узнать только из турнирных таблиц. А на них лучше смотреть не на морозе, а в тепле. И с комментариями.
Биатлон - спорт не командный. Тут нет ярых фанатов. Поэтому после очередного этапа соревнований русские болельщики, конечно, машут гневно флагами немцам, но все вместе потом идут пить пиво.
В "Лакомке" я познакомился с девушкой Элиной. Она прилетела из Краснодара. Посмотреть чемпионат. Но без фанатизма. Как и большинство тех, кто прилетел в Ханты.
Спорт - хороший повод, чтобы приятно провести время. Только что построенный пятиэтажный боулинг. Свежеоткрытое казино в "Югорской долине". Наконец, "индейцы" - национальная деревня - с шурпой и строганиной...
А вечером мы поехали в "пирамиду". Вид на заснеженный Иртыш. Ресторан. И под "Хеннеси" губернатор ХМАО сказал тост. За спорт, конечно!
Ханты-Мансийск-Москва