17 января 2003 года скоропостижно скончался Яков Бар-Гера, известный кельнский коллекционер искусства ХХ века. Он не успел, к сожалению, увидеть, как будет завершено дело его жизни - первый в мире Музей гонимого искусства. Несмотря на преклонный возраст, Яков Бар-Гера до последнего дня своей жизни активно участвовал в подготовке открытия вместе со своей супругой Кендой и членами общества поддержки музея. После смерти Якова Бар-Гера его дело продолжается.
10 мая 2003 года музей откроют в Ашдоде (Израиль). Выставка "Гонимое искусство в Европе ХХ века" покажет работы русских, немецких и испанских художников, подвергавшихся преследованиям со стороны власти. Супруги Бар-Гера подарили часть своего художественного собрания будущему музею.
Два года назад "НГ" (от 18.07.01) уже рассказывала об этой семье. Тогда же Яков Бар-Гера поделился своей мечтой - не делить коллекцию, а создать особый музей, который показал бы гонимое искусство. Сегодня мечта уже почти стала явью.
Идея такого музея в семье Бар-Гера вызрела давно. Интерес к гонимому искусству был вызван личным сочувствием Якова и Кенды Бар-Гера к художникам, преследуемым властью. С другой стороны, их интересовал именно феномен особой художественной энергетики, возникавшей вопреки давлению власти. Поэтому существенную часть их художественного собрания, которое благодаря выставкам последних лет стало широко известно и в России, составили работы так называемых нонконформистов.
Диктаторские режимы в ХХ веке подвергали гонениям целые течения искусства и художественные школы. Постепенно в коллекции Бар-Гера появились разделы немецкого искусства 20-х годов: работы забытых художников и так называемое дегенеративное искусство, а также произведения испанских художников, подвергшихся гонениям во время режима Франко. При том что русское искусство "первого" и "второго" авангарда составляет львиную долю коллекции и будет определять облик музея, в нем впервые в истории соединятся работы русских, немецких и испанских гонимых художников.
Город Ашдод, крупный морской порт, расположен в 40 километрах к югу от Тель-Авива. Вид на море, высокие стройные пальмы и суперсовременная архитектура - вот панорама, которая предстанет перед зрителями будущего музея. В Ашдоде проживают около 80 000 русскоязычных, поэтому хочется верить, что коллекция русского искусства сыграет особую роль в культурной среде города.
Почти 400 работ разместятся в 16 залах общей площадью около 800 кв. м. Среди работ будущей выставки - произведения Шагала и Альтмана, Лисицкого и Малевича, Поповой и Чашника. А также работы крупных нонконформистов, таких, как Кабаков и Чуйков, Брускин и Булатов, Рабин и Немухин. Немецкое искусство будет представлено вещами известных живописцев и графиков, таких, как Вилли Баумайстер и Макс Бекманн, Отто Дикс и Эмиль Нольде. Испанская часть собрания - это Рафаэль Альберти, Федерико Гарсиа Лорка, Франциско Борес. Экспозиция будущего музея состоит из дара семьи Бар-Гера, а также работ, которые предоставлены на выставку российскими, германскими и испанскими музеями.
Научная конференция соберет к открытию музея международных специалистов - искусствоведов и журналистов. Главная тема обсуждения - "Искусство и власть" - станет затем лейтмотивом деятельности Исследовательского института по изучению феномена гонимого искусства.
С вопросом о том, как Россия будет участвовать в майских торжествах в Ашдоде, я обратилась к Якову Бар-Гера, когда еще он был жив. Вот что он рассказал:
- В Москве побывал господин профессор Цойбельманн, член правления Немецкого общества поддержки нашего музея. Цель его поездки - подготовить создание в Москве Российского общества поддержки музея. Кроме того, он встретился в Москве с российскими художниками, работы которых еще не представлены в коллекции Бар-Гера, с предложением подарить их произведения в собрание будущего музея в Ашдоде. Художники с энтузиазмом откликнулись на это предложение... Уже ясно, что в России у нас много друзей и сочувствующих. Мы также собираемся обратиться в официальные инстанции типа Министерства культуры с приглашением их представителям принять участие в открытии музея. Уже ясно, что с немецкой, испанской и израильской стороны в торжествах в Ашдоде примут участие официальные представители учреждений культуры, работники посольств. Мы делаем все возможное для сбора средств, чтобы в мае российские искусствоведы смогли принять участие в конференции и открытии выставки. Я надеюсь, что с помощью спонсоров в Израиль смогут приехать и многие художники - герои выставки...
Кельн