0
625
Газета Акцент Интернет-версия

18.03.2003 00:00:00

Чебоксары приравняли к Берлину и Вене

Тэги: чебоксары, выставка, искусство


В нынешнем году культурной столицей Поволжья вслед за Ульяновском, Нижнекамском и Вяткой были объявлены Чебоксары - столица Чувашии. Что это город древний, ясно уже с первого взгляда на величественный залив Волги, по берегам которого высятся монастыри. Что он чудный - не вызывает никаких сомнений, потому что как иначе назвать город, где влюбленные протаптывают на заснеженных просторах замерзшей матери рек русских гигантские сердца и надписи вроде "Алина, я тебя люблю". Как иначе назвать город, где афиша последнего фильма про Джеймса Бонда на фасаде кинотеатра рисована от руки, а в троллейбусе звучит реклама ватных одеял местного производства.

Почему Чебоксары стали культурной столицей Поволжья, тоже в принципе понятно. Основная идея заключается в том, чтобы изменить неспешное течение жизни провинциальных городов и привлечь к ним внимание прогрессивной общественности. Есть только одна этическая проблема - как сделать так, чтобы не обиделись другие города-соискатели, сочтя себя облыжно обвиненными в бескультурье, а художественные и краеведческие музеи не перессорились бы, выясняя, у кого запасники больше и экспозиции представительней. Соломоново решение лежит на поверхности: делать культурные столицы плацдармом для искусства современного и смотреть, что из этого получится.

Получается занятно. В то время как на берегах Волги строители доделывают постамент для гигантской женской фигуры, олицетворяющей Чувашию, отчего город, по всей вероятности, станет напоминать Рио-де-Жанейро в миниатюре, а архитекторы любовно вынашивают планы по постройке современных коттеджиков и многоярусной автомобильной стоянки, знаменующих новый поворот в градостроительстве, искусствоведы взяли да и сделали Чебоксары культурной столицей не просто Поволжья, а сразу Европы одним росчерком пера. В пресс-релизе выставки "Давай!" так и записано: "Современное искусство России в трех европейских столицах. Берлин, Вена, Чебоксары". Это ко многому обязывает.

Сама выставка представляет собой этакую культурную солянку из картин, инсталляций и видеофильмов российских художников последних лет. В Берлине и Вене успех ее был вполне предсказуем, в Чебоксарах можно было ждать чего угодно. И вот чего дождались.

Чувашский государственный художественный музей. Выставочный зал. Гулкий холл с пыльным фикусом, старушка-гардеробщица продает билетики: пять рублей для пенсионеров и учащихся, десять - для всех прочих. Поднимаюсь по лесенке. В зале ни души, только слышен ровный гул десятка телевизоров, беспрерывно крутящих записи с перформансов Елены Ковылиной, Дмитрия Булатова, Арсения Сергеева, Людмилы Горловой. Похоже, пьяный вальс до потери сознания и череда женихов и невест, пасущихся на Воробьевых горах, не воспринимаются здесь как объект искусства - слишком близко к реальности, слишком знакомо...

Второй зал, третий - ни души. Мелькает на белой простыне изображение голого, но в очках Максима Веревкина, горящий валенок на голове которого несет свет и тепло в холод и тьму, глядят скорбно со стен мертвые обезьяны Кулика, утратившие за пять лет новизну звучания, на фотографиях Николай Полисский строит свой зиккурат из сена, Шабуров и Мизин сражаются вдвоем против мафии...

Но чу! Проходя мимо монументального "Рождества" Дубоссарского и Виноградова, слышу, наконец, vox populi. Вот они, потребители современного искусства. В темном углу хихикает стайка не то школьников, не то студентов с пивом в руках. Организаторы не зря делали ставку на "Синие носы" из Новосибирска. Школьники смотрят пародию на рекламу и заходятся пубертатным восторгом при словах "Прокладки Kotex - теперь и для течных сук".

Возвращаюсь тем же самым путем к моей гардеробщице, листаю книгу отзывов. "Непонятно, но прикольно". "Только от очень хорошей, сытой и беззаботной жизни можно надеть примус на лобок и пойти раздавать веники. Ну а оттянуться, конечно, можно". "Смысла на самом деле очень много. Но некоторые не могут понять этот вид искусства. А вообще для разнообразия можно посмотреть, интересно".

Есть здесь, конечно, и другой зритель, образованный и вышедший из школьного возраста. И есть здесь свои художники, не ориентированные на соцреализм. И нужно, черт возьми, продвигать современное искусство. И хорошо, что до Чебоксар доехала хоть небольшая часть того, что мы возим в Берлин и Вену. Но почему же, выйдя из музея, так и хочется воззвать к недостроенному постаменту: "Нет, это вам не Рио-де-Жанейро"?

Чебоксары - Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1988
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1266
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
937
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1237

Другие новости