Российское общество любит мифы. Один из них - в нашем спорте нет денег. К счастью, это не так. Лишнее тому подтверждение - XIV международный турнир по вольной борьбе серии Гран-при "Иван Ярыгин", проходивший в Красноярске с 30 января по 2 февраля. Этот турнир назван в честь двукратного олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина, погибшего в автокатастрофе в 1997 году. На соревнования, являющиеся "визитной карточкой" Федерации спортивной борьбы России (ФСБР), приехали 310 атлетов из 18 стран. 188 спортсменов представляли Россию.
Гран-при "Иван Ярыгин" - самый дорогой турнир по вольной борьбе в мире. По данным исполнительного директора ФСБР Георгия Брюсова, в этом году проведение соревнований обошлось организаторам в 15 млн. рублей. Половину этой суммы составили взносы коммерческих структур, привлеченные администрацией Красноярского края. Оставшаяся часть денег была собрана Фондом имени Ивана Ярыгина. И в этом, по словам г-на Брюсова, большая заслуга председателя попечительского совета фонда, министра правительства Москвы Владимира Малышкова.
Призовой фонд турнира по сравнению с прошлым годом вырос в два раза и составил 80 тыс. долларов. (А начиналось все с небольшой, по сегодняшним меркам, суммы в 10 тыс. долларов.) У мужчин победитель в весовой категории получал 5 тыс. долларов. Призовые у женщин были скромнее: 1 тыс. долларов за "золото".
Призовой фонд такого размера у вольников встречался только один раз - на чемпионате мира в Красноярске в 1997 году. Было это еще при жизни первого президента ФСБР Ивана Ярыгина. Тогда победителям давали не деньги, а золотые слитки. Но эта практика не получила распространения. На других же турнирах серии Гран-при - в Турции, Иране, Болгарии, США - призовые на порядок ниже. А организаторы красноярского турнира, как утверждает Георгий Брюсов, намерены увеличить призовой фонд.
Кроме медалей и денег спортсмены имели возможность побороться за губернаторский приз - автомобиль. Но если в прежние годы это была "Волга", то в этот раз - "Тойота Королла". По традиции губернаторский приз вручается победителю в полутяжелой весовой категории (до 96 кг) - той самой, в которой выступал Иван Ярыгин. Однако в этот раз традиция была нарушена. Иномарка досталась победителю в весовой категории до 74 кг, олимпийскому чемпиону Бувайсару Сайтиеву. Выбор Александра Хлопонина, впрочем, нетрудно объяснить, ведь Сайтиев - красноярец.
Деньги, вкладываемые в вольную борьбу, не сопоставимы с вливаниями в хоккей или футбол. Но лучшие российские хоккеисты и футболисты уезжают на заработки в Северную Америку и Европу, а лучшие борцы предпочитают выступать в России. Так сколько же зарабатывает классный российский борец?
Выяснить это оказалось делом непростым. Представители и ФСБР, и клубов на этот вопрос отвечать отказались. Говорить о своих доходах у нас не принято. А порой и небезопасно.
Побеседовать с корреспондентом "НГ" согласился бывший функционер одного спортивного московского клуба. Правда, на условиях полной анонимности. По его словам, российские клубы платят борцам небольшие деньги. Четыре года назад месячная зарплата борца была сопоставима с месячной зарплатой корреспондента московской газеты. Да и сейчас, утверждает он, мало что изменилось. Дело в другом. Выступая за клуб, борец имеет возможность регулярно участвовать в коммерческих турнирах. Призовой фонд везде разный. Но за год "набегает".
За рубежом, как правило, в Германии, борец приличного уровня может рассчитывать на 40-60 тыс. евро годового дохода. Без учета налогов. Но зато практически все время спортсмен вынужден выступать в напряженном германском клубном чемпионате. Зарплату приходится отрабатывать по полной программе. Поэтому в германских клубах преобладают борцы из стран СНГ. Лучшим же российским борцам это невыгодно.
Красноярск-Москва