У Александра Розенбаума лопнуло терпение. На днях он направил президенту Путину письмо, в котором просит защитить его и других артистов от пиратов.
Как сообщил бард журналистам, он терпел долго. Но когда узнал, что даже всемирно известная компания "LG Elektronics Inc" предлагает вместе с приставками с функцией "караоке" диск, на котором, в частности, записаны без его ведома 26 его произведений, не выдержал и обратился в суд. И 18 февраля Замоскворецкий суд столицы приступит к рассмотрению иска Розенбаума к корейской фирме. "То, что я вижу, - это за гранью добра и зла, - говорит музыкант. - Из 100 продающихся в нашей стране дисков - 90-95 пиратских. Но никто не ожидал таких вещей от такой серьезной фирмы".
По данным информагентства "Интермедиа", в прошлом году объем нелегально выпущенных кассет и компакт-дисков составил 66% от всей распространенной в России музыкальной продукции. Еще более впечатляющие цифры привели в компании "S.B.A./GALA Records/EMI". По их данным, 80% аудионосителей, продающихся в России, произведены пиратами.
Окончательные итоги за 2002 год еще не подведены. А в 2001 году контрафактная продукция, по данным "Интермедиа", составляла 64% от всего объема рынка - тогда россияне купили 42 млн. пиратских компакт-дисков и 154 млн. нелегально выпущенных кассет. Из-за этого правообладатели понесли убытки на 575 млн. долларов. Назвать точную цифру своих потерь от деятельности пиратов в компании "S.B.A./GALA Records/EMI" затруднились. Но заявили, что на один легально выпущенный компакт-диск (сколько дисков выпускает компания - коммерческая тайна) приходится минимум восемь пиратских.
Где производят контрафактные диски и кассеты? Этот вопрос волнует многих. Но получить ответ на него не просто. В Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) подтвердили, что они располагают информацией. Однако назвать пиратские фабрики поименно отказались, так как "подобное заявление может быть расценено как клевета".
Львиная доля пиратских кассет и дисков продается на рынках, на развалах и в ларьках. В Москве контрафакт продают на Горбушке и в Марьино. Правда, нельзя сказать, что в России могут выжить лишь продавцы, торгующие контрафактной продукцией. Магазины, реализующие легально выпущенные компакты и кассеты, существуют уже несколько лет, и банкротство им не грозит. Среди лидеров по продажам - компании "Союз" и "Пурпурный легион". Крупные компании, предлагающие легальную продукцию, завлекают клиентов чем могут - приглашают в магазины как русских, так и зарубежных исполнителей на встречи с поклонниками, объявляют распродажи по сниженным ценам, развозят кассеты и диски с курьерами и предлагают услуги по реставрации записей.
А звукозаписывающие компании в России практически ничего противопоставить пиратам не могут. Им приходится лишь уповать на то, что пропаганда "чистых" записей принесет свои результаты, и люди отвернутся от пиратов. Больше всего убытков от подпольного производства кассет и дисков несет компания "Universal Music", которая открывает список лидеров в области звукозаписи в России. Эта компания предлагает самый большой каталог зарубежных звезд, наиболее востребованных в нашей стране, среди которых, например, Стинг и Элтон Джон. Из русских исполнителей "Universal Music" работает с Алсу, "Тату" и Маликовым.
Вторая по значимости - компания "S.B.A./GALA Records/EMI", которая выпускает диски и кассеты с записями, начиная от "Битлз" и "Роллинг Стоунз" и заканчивая такими исполнителями, как Кайли Миноуг. Также компания работает, например, с группой "Ленинград". Среди лидеров звукозаписи в России - компании "Sony Music" (в их "локальном каталоге" - "Сплин" и "Би 2"), "BMG" и "Warner Music".
Доля компактов на нашем рынке сейчас составляет всего 30%. Поскольку в России по-прежнему люди предпочитают покупать кассеты. И компании, работающие на легальном рынке, в прошлом году выпустили больше кассет, чем дисков.
Пираты также внимательно следят за происходящим и чутко реагируют на все изменения в настроении публики и в политике мэйджоров. Так, в 2001 году пираты выпустили гораздо меньше кассет с записями западной музыки. Специалисты объясняют это тем, что в 2001 году за границей не было ярких проектов, которые могли бы принести подпольным производителям быструю прибыль. А кроме того, легальные компании увеличили предложение международного каталога по конкурентоспособным ценам.