9.02. Культурный центр "Дом". 10.02. "Театр на Таганке". Юбилейные концерты Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского.
Этника сегодня в фаворе. Модный человек ставит в гостиную африканский столик, надевает индийскую рубаху и перуанскую шапочку и идет в клуб, где пьет ямайский ром и слушает фолк. Но есть один нюанс. Если еще недавно модный человек слушал Бреговича и тувинское горловое пение, то теперь ему показаны Пелагея или на крайний случай Иван Купала. Тоже как бы фолк, но русский.
Чтобы модному человеку прослыть человеком образованным, а образованному - модным, достаточно трех дней. 9 и 10 февраля в Москве и 13 февраля в Петербурге. В эти дни надо идти на юбилейные концерты Ансамбля народной музыки Дмитрия Покровского. И слушать русский фолк без всяких как бы.
Что такое ансамбль Покровского, объяснять не надо. Он появился тридцать лет назад и был назван экспериментальным - Покровский и его последователи не только собирали по деревням песни, но и исполняли их в аутентичной манере. Дело в том, что официальная школа народного пения к собственно народному пению имеет мало отношения. Она нивелирует тембры и низводит все до общерусского звука, которого не существует в природе.
Артикуляция, тип дыхания - этому члены ансамбля учились в экспедициях, и если воспроизводили на сцене песни Вологодской области - так, как поют их на Вологодчине, а украинские - как принято на родине Вакулы и Кучмы.
Очевидно, что вновь открытый пласт культуры зацепил тогдашних слушателей так же, как цепляют нас сегодняшних ирландские баллады и джиги. Импровизационная основа этой музыки тоже была очевидна. Очевидно и логическое развитие темы: джаз.
В середине семидесятых с ансамблем пробовали играть Алексей Козлов и его "Арсенал". А знакомство с известным экспериментатором от джаза Полом Уинтером (это он придумал термин "нью эйдж" и использовал в своей музыке голоса китов и волков) вылилось в 1988 году в появление знаменитой пластинки "Earthbeat", в которой западные гармонии и афро-бразильские ритмы сочетались со славянскими песнопениями. В последние годы активность ансамбля в отношении джаза несколько пошла на спад, и на смену пришли сочинения современных композиторов - но все это на фоне постоянно обновляющихся фольклорных программ.
9 февраля в культурном центре "Дом" будет происходить действо впечатляющее, но относительно спокойное. В первом отделении - сами герои и множество известных народных коллективов со всей страны, во втором - Пол Уинтер без своих музыкантов, но с саксофоном.
А вот 10 февраля в Театре на Таганке случится гала-концерт с образовательным уклоном. Сначала можно будет посмотреть почти на всех, кто когда-либо входил в состав ансамбля (для экономии времени выступление каждого ограничили одной песней). Потом последует краткий экскурс в историю взаимоотношений ансамбля Покровского с театром и кино (фрагменты фильмов, сцены из спектаклей). Будет и джаз - Пол Уинтер, Игорь Бутман и Алексей Козлов.
Второе отделение посвящено музыке современной: фрагменты из "Ночи в Галиции" Мартынова, "Голосов замерзшей земли" Раскатова на стихи Хлебникова и, может, что-нибудь из "Свадебки" Стравинского или Мотета Беринского (на четырех языках - древнееврейском, старославянском, армянском и латыни).
Но если и после этого вы продолжите считать, что русский фольклор - это тритатушки-тритата и Надежда Бабкина в бусах, тогда вы безнадежны. И не имеете вы права называться ни человеком образованным, ни хотя бы модным.