С 05.02. "Фрида". "Америка-синема", "Байконур", Большой зал ЦДЛ, "Будапешт", "Высота", "Звездный", "Каро-фильм", "Каро-фильм 2", "Киноплекс на Ленинском", Киноцентр, "Люксор", "Матрица", "МДМ-кино", "Орбита", "Победа", "Ролан", "Стрела", "Формула кино", "Художественный".
Перед премьерой "Фриды" столичная пресса сочла своим долгом напечатать обстоятельную биографию Фриды Кало. Со всеми ее творческими борениями, с физическими и моральными травмами, с продвинутым лесбийством и старомодной любовью к Рибере. В общем, со всем тем, на что еще в 30-е годы купились глянцевые французские журналы и что те же самые журналы покупают до сих пор. Плюс к тому респектабельная галерея "Дом Нащокина" чуть ли не в начале января запустила анонсы об открытии выставки "той самой Фриды", с теми самыми картинами, письмами, вещами и проч.
Фильм Джули Тэймор оправдал самые радужные ожидания. Он и сам похож на глянцевую обложку: начиная с золотых блесток, которыми посыпают лежащую под автобусными обломками Фриду с железным штырем, проткнувшим ей бедро и живот, до красных роз, которыми убрано ложе умирающей художницы, едущей на свой первый и последний вернисаж. Между блестками и розами затаилась масса приятных во всех отношениях картинок. Первые шаги в искусстве с одновременной влюбленностью в революционера Риберу. Поездка в Штаты и Париж. Встреча со стариком Троцким и возвышенная постельная сцена с отцом русской революции (тут же довольно четко намекают, что разрыв с Риберой произошел именно на почве Троцкого). Из всех этих образов, близких читательницам (точнее, зрительницам) глянца, всплывает красавица Сельма Хайек, каковой, по заверениям журналов, грозит золоченый "Оскар".
Единственный пробел картины Теймор - она про художницу (не про модель и секретаршу). Правда, и в этом жанре у Голливуда уже скопился изрядный багаж штампов. Во-первых, художник театрально пишет картину, что называется, рисует (и даже если он современный художник, он все равно будет картинно стоять с кистью у полотна). Во-вторых, художник просто обязан жить бурной личной жизнью. В-третьих, художник - глас своего народа (страны, среды и семьи). Удивительно, как удобно и изящно Фрида разместилась во всех голливудских матрицах. Калека, нежная жена своего мужа и дочь мексиканского народа.
Набор общих мест делает импортируемую Кало выжимкой из русского проекта "Амазонки авангарда". Может, поэтому выставка ее работ в Москве не так уж важна. Нам хватает Гончаровой, Экстер, Мухиной и Назаренко. Галерея "Дом Нащокина" который раз откладывает вернисаж (что-то не прислали, что-то не доехало). Не удивлюсь, если в экспозиции вместо картин будут репродукции и архивные фотографии. Непосильными женскими трудами Фрида заслужила глянец.