Различных симпозиумов и конференций в мире проводится великое множество. Но мероприятию, подобному трехдневному съезду на побережье Северного моря в Великобритании, аналога до сих пор не было. В маленьком городке Альдебурге (до этого известном музыкальным фестивалем в честь Бенджамена Бриттена, живавшего здесь годами) собрались главы балетных трупп со всего мира. Двадцать пять худруков, в том числе и глава Большого балета Борис Акимов, обсуждали животрепещущие проблемы своего дела. Оказалось, что и на Востоке, и на Западе трудности совпадают. Всех обуревают проблемы с финансами, конкуренция с оперой, дефицит талантливых хореографов. Над худруками дамокловым мечом висит постоянная угроза увольнения (впору создавать международный профсоюз для защиты своих прав): банальные интересы кассы не всегда совпадают с правом руководителя компании на творческий поиск, а внимание публики к спектаклю - с художественными достоинствами последнего. Вот и кажется худрукам балета, что их работа похожа на каскадерский трюк: надо виртуозно проскочить между многочисленными острыми углами.
Симпозиум в Альдебурге пытался выработать рекомендации для разруливания проблем, но не принял никаких решений, обязательных для его участников: все-таки балет всегда штучная вещь, руководство балетом - в определенной степени тоже. Главным достижением этой исторической встречи, кажется, стал ее психотерапевтический эффект. Самим фактом личного знакомства и общения худруки отвели душу. И в самом деле. В то время как артисты в раздевалках могут вволю катить баллон на плохих начальников, которые или не дают им танцевать, или дают, но не то, что хотелось бы, и вообще они кругом монстры, - бедным худрукам и пожаловаться некому. Не пойдешь же плакаться в совет директоров: сей страшный орган, видимо, и так снится балетным начальникам в ночных кошмарах...