6-16.02. 53-й международный Берлинский кинофестиваль. "Берлинале Палац", "Синемакс", "Интернациональ", "Ройал Палац", "Цоо Палац".
До последнего момента многие надеялись, что в главную конкурсную программу Берлинского фестиваля попадет российская картина. Даже претендент был - фильм Ларисы Садиловой "С любовью. Лиля". Однако чуда не произошло, и конкурсная программа осталась без российского кино, что раньше случалось достаточно редко.
То, что Россия не попала в конкурс, можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сменился отборщик российских фильмов для Берлинале: Ганс Шлегель, большой любитель, ценитель и знаток нашего кинематографа, свободно говорящий по-русски, теперь отбирает наше кино для Венеции, так что там по крайней мере мы будем представлены достойно. Новый отборщик пока не ориентируется в нашей киноситуации, в противном случае скорее всего мы бы оказались-таки в конкурсной программе. Вторая причина - то, что реально сильного фильма, который бы не засветился на других фестивалях, у нас на сей момент нет. То, что "прозвучало", - "Кукушка", "Любовник", "Дом дураков" - уже прошло по другим фестивалям, и даже с наградами. А, как известно, фестиваль категории "А" не может выставлять в конкурсную программу уже конкурировавшие на других фестивалях картины. Впрочем, при желании достойное кино найти все же можно было.
Так или иначе в конкурсе нас не увидят. Зато увидят "Гололед" Михаила Брашинского в программе "Форум", куда свозят "молодое кино". Учитывая не слишком богатое присутствие нашего нового кино в Берлине, приезд "Гололеда" вряд ли можно считать большой удачей. Эта картина собрала в себе, кажется, все недостатки и беды не только нашего кино, но и - бери выше - мирового. Но, думается, такие фильмы все же лучше держать дома, где-нибудь в тайничке и никому не показывать. Снятый дрожащей, прыгающей, плохо слушающейся ручной камерой поток эмоций бессмысленно мотается по экрану в течение часа (спасибо, что не двух или трех, как нынче модно). Молодая адвокатша кого-то пугает разоблачением, поэтому то ли ее хотят убить, то ли сплошные неприятные случайности подстерегают ее на каждом шагу - то оголенный провод, то неполадки в машине. Все кончается печально. А параллельно страдает переводчик-гомосексуал. Страдает до такой степени, что крушит собственную квартиру и не способен удовлетворить сожителя. Потом он съедает сосиску, и его долго и подробно рвет. Вот, собственно, и все. Комментариев давать не хочется, кроме одного: зачем снимать кино, если и делать этого не умеешь, и сказать тебе нечего?
Отдельной строкой пройдет в Берлине программа "Новое русское кино". Программа откроется новой картиной Бахтиера Худойназарова "Шик", хотя, конечно, этого режиссера назвать русским можно с самой большой долей натяжки, тем более что снимает он в копродукции с немцами. Фильм о трех друзьях, решивших купить шикарный костюм. Как всегда у Худойназарова, масса фантазии, юмора, слез и очень ярких красок.
Молодой режиссер Федор Попов везет в Берлин фильм "Кавказская рулетка" по сценарию Виктора Мережко. Из названия уже можно понять, что тема фильма самая что ни на есть злободневная - Кавказ, Чечня. Целую собственную программу привезет ВГИК. Тут будет и документалистика, и короткометражки.
Радоваться или печалиться тому факту, что на Берлинале приедут две серии нашумевшей "Бригады"? Одно можно сказать точно: Запад такое видал-перевидал, начиная с "Однажды в Америке" и кончая "Крестным отцом". Бурных дискуссий о "Бригаде" в Берлине не дождаться. Фильм-то - средненький.
В память о Сергее Бодрове-младшем на фестивале покажут фильм, с которого началась слава молодого актера, - "Кавказский пленник".