Говорят, овцы появились на земле 2,5 млн. лет назад, и, по мнению ученых, произошли от предков современных антилоп. Сегодня на пастбищах мира пасется свыше 1 млрд. овечек. Причем они считаются самыми древними домашними животными: человек приручил овцу как минимум 10 тыс. лет назад. Совсем недавно медики доказали, что действительно "овечьи" продукты питания и шерстяные изделия обладают уникальными целебными свойствами и помогают справляться более чем с двадцатью недугами.
Упоминания об овце мы находим еще в Библии. Так, сын Адама Авель пас овец, а рождественскую звезду над Вифлеемом первыми увидели пастухи. Библейский пророк Авраам процветал благодаря своим огромным отарам овец. Подданные царя Израиля платили налоги в зависимости от числа принадлежавших им баранов. Особо почитались эти животные в Греции, где овцам давались личные имена. Пастухи при встрече с кем-либо гордо подзывали к себе своих любимцев, чтобы продемонстрировать их достоинства, а в зимние холода даже укрывали их шкурами, чтобы защитить от холода главное богатство - руно, которое в те времена было на вес золота.
Еще за несколько веков до нашей эры скифы, сарматы и другие народы, населявшие южные территории России и бывшего СССР, стали всерьез заниматься овцеводством. Особенно эта сфера деятельности человека была развита в Поволжье, на юге Украины, Северном Кавказе и странах Центральной Азии. Например, киргизы на протяжении веков использовали овец как второстепенную денежную единицу (естественно, первой "валютой" были лошади).
Овца испокон веков считалась главным богатством кочевника. Причем из 850 известных на сегодняшний день пород у среднеазиатских и кавказских народов прижились в основном курдючные. Во-первых, они довольно неприхотливы - могут самостоятельно добывать корм из-под снега, с помощью густой шерсти переносят любые капризы природы, а благодаря курдюку, как верблюды, могут проходить довольно большие расстояния без пищи и воды. Во-вторых, курдючный жир является одним из основных элементов питания народов Центральной Азии и Кавказа. Например, знаменитый узбекский плов готовится только на этом продукте. Поэтому накануне какого-либо торжества, будь то религиозный праздник или свадьба, каждый уважающий себя поселянин бросает все силы и средства на откорм "аппетитного барашка", при этом основной упор делается на увеличение его задней части. Зачастую результаты усиленного питания бывают столь выдающимися, что овечки с большим количеством жира в хвосте практически не могут передвигаться. Оттого пастухи зачастую приспосабливают к овечьему хвосту, напоминающему в этот момент мешок сала, маленькие тележки или салазки, чтобы кожа ценного курдюка не терлась о землю.
У кочевников существует целый ритуал приготовления барана. За несколько дней до праздника проводится этакий овечий кастинг, после которого выбранный барашек отделяется от стада и помещается в специальное стойло. В намеченный день ему связывают ноги, подвешивают вниз головой и все участники пиршества читают барашку "заупокойную" молитву. Затем женщины и дети удаляются, и старший мужчина рода перерезает барану горло. Кровь животного спускается в заранее выкопанную ямку - считается, что таким образом на волю выпускается душа убиенной овцы. После того как снимается шкура, туша барана тщательнейшим образом промывается, так как кочевники привыкли употреблять в пищу всего барана, без остатка: съедается все, кроме рогов и копыт, - кишки, уши, глаза, хвост. Кстати, в первую очередь из только что освежеванного барана у кочевых народов принято готовить "кавардак" - тушенные в котле кусочки почек, печени, кишок и т.д. Сама баранья туша тем временем жарится на открытом огне. Едят барашка, строго следуя традициям. Самому почетному гостю подается на блюде голова, однако вкусить ее лакомые кусочки могут и другие участники застолья. Например, глаза барана обычно забирает самая старшая женщина рода: один глаз она съедает сама, другой отдает той женщине, которой хотела бы помогать, "присматривать" за ней.
В Центральной Азии овцу боготворят. Наряду с лошадью она возведена в ранг священных животных. О чудесных качествах овечки ходит много легенд. Вот, например, одна из недавних историй.
В июле нынешнего года в казахстанском ауле Кызылжар, что находится в Актюбинской области, родился необычный ягненок - на боках новорожденного арабской вязью были выписаны слова. Малыш при этом отличался от других ягнят своим черным языком и необычным поведением - традиционно животные боятся людей, а этот детеныш, напротив, льнул к ним... В день рождения чудо-зверя в поселке был проездом оралман - переселенец из Ирана, который, владея арабским, перевел загадочные и святые для каждого мусульманина слова - "Аллах" и "Мухаммед". Чабаны сразу же повязали малышу на шею красную ленточку - чтобы не сглазили. Через несколько дней на пастбище съехалось больше сотни местных аксакалов. Они решили обратиться к имаму и совершить по столь необычному поводу обряд садака. По рассказам муллы актюбинской городской мечети Аблая Нуржигитова, это седьмой чудо-ягненок, который родился в этой области.
По утверждениям муллы, резать отмеченного небом ягненка нельзя. Он - вестник мира на казахстанской земле и свидетельство истинности исламской веры. Теперь жители поселка абсолютно уверены, что с рождением чудесного ягненка в Актюбинской области отныне будет мир, покой и процветание. И, естественно, аул Кызылжар моментально стал местом паломничества казахстанских мусульман.
У восточных народов овца прежде всего символизирует две составляющие из небольшого набора вечных ценностей - мир и гармонию. Овца не выносит конфликтов и напряженной обстановки, поэтому вполне можно рассчитывать, что наступающий год пройдет довольно мирно.