22 декабря. Бега орловских рысаков на приз памяти маршала К.К. Рокоссовского. Центральный ипподром.
К огда я училась в начальной школе, в кабинете музыки стоял черный рояль, пыльный и хрипящий. И во время перемены на нем очень приятно было нарисовать что-нибудь пальцем. Оставался бледный след, как от проползшей по листу улитки. Уже сидя за партой, каждый старался высмотреть в этой мешанине свой рисунок, поэтому во время исполнения "И от тайги до британских морей" мы часто отвлекались. Потом пели что-то грустное про облака, которые суть души погибших, а еще совсем уж щемящее: "Глория - по-русски значит слава, это вам запомнится легко". К тому времени, как мы доходили до финального куплета и пять тысяч лошадей, перевозимых в трюме корабля, в очередной раз тонули, слезы меня просто душили.
Все это оказалось неправдой. И красные уже не сжимают властно, и облака суть водяные пары, и лошадей морем возить, в общем-то, не страшно.
В 1774 году триумфатор Чесменского сражения, красавец мужчина и страстный лошадник, граф Алексей Орлов, закупив изрядное количество арабских скакунов, преспокойно отправил их в Россию морем. Всех, кроме одного - серебристо-белого, нервного и легконогого Сметанки. За него граф отдал шестьдесят тысяч рублей золотом - немыслимые по тем временам деньги. Два года вели Сметанку в Россию посуху: из Аравии через Турцию, Венгрию и Польшу.
Сметанка был счастлив в браке с датской кобылой, став отцом пяти жеребят. Именно через скрещивание быстрых арабских и выносливых европейских пород Орлов вывел новую породу, первым представителем которой считается Барс I, внук Сметанки. Барс I был идеальным конем: быстрым, красивым, приспособленным к русскому климату. К тому же он был способен нести богатырей вроде того же графа Орлова, весившего, кстати сказать, около 140 кг.
Потом были годы славы орловцев. Однако в конце ХIХ века их потеснили более резвые американские скакуны. А потом случилась революция. Вскоре тем не менее спохватились: в конце 20-х годов снова занялись разведением орловских скакунов, установили новые рекорды, но тут началась Вторая мировая война. И опять вроде бы удалось спасти породу от вырождения, и все пошло на лад, но началась перестройка со всеми вытекающими последствиями. Сейчас в России заводы, разводящие орловцев, можно пересчитать по пальцам одной руки: государственные Хреновский и Терский да частный "Орос".
Во всем мире конный спорт - это, как ни банально звучит, гораздо больше, чем спорт. Это символ аристократизма и престижа и, что немаловажно, очень выгодное помещение капитала.
У нас же ситуация начала меняться всего несколько лет назад. Теперь все выглядит так: заводчики ищут спонсоров. Те деньги дают и всеми силами стараются привлечь внимание известных людей к миру конных состязаний, чтобы окупить свои затраты. Все вместе должно привести к тому, что в России появится больше лошадей мирового класса, а это принесет их владельцам имидж людей действительно солидных и по-настоящему культурных, а стране - славу правильной капиталистической страны.
22 декабря на Центральном московском ипподроме ожидаются бега лучших орловских рысаков на приз памяти маршала К.К. Рокоссовского. Маршал (начинавший, между прочим, военную карьеру в драгунском полку) был прекрасным наездником, умел найти подход ко всякой лошади и командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года он тоже верхом. Очевидцы рассказывают, что, когда Рокоссовский на караковом Полюсе и принимавший парад Жуков на серебристо-сером Кумире двинулись навстречу друг другу, картина была поистине величественной.
Бега на приз памяти Рокоссовского проводятся уже не первый раз, и в нынешнем году обещают стать ярким событием как для специалистов, так и для зевак. Прелесть бегов заключается как раз в том, что это не огромный чемпионат, поддерживаемый на правительственном уровне, и не просто бега, вроде тех, что можно увидеть на ипподроме каждое воскресенье. Это своеобразная светская вечеринка - с послом Франции, политиками, актерами и бизнесменами, а закончится все фуршетом и живой музыкой.
Конечно, хорошо, что на бега привезут лучших орловских рысаков России (числом примерно с дюжину). Это действительно очень красиво, это способствует развитию популярности породы. А для конезаводов это лишний шанс похвастаться своими достижениями. Нам же с вами - тем, кто лошадей в принципе любит, но не очень разбирается в профессиональных тонкостях и ставки делает разве что из любопытства, - бега на приз Рокоссовского будут интересны в первую очередь как зрелище.
Поскольку приз учрежден в память маршала Рокоссовского, ожидается присутствие его внука - Константина Вильямовича. Он привезет с собой раритет: джип, на котором великий полководец ездил в конце войны. Говорят, что пока железный конь не на ходу, но посмотреть все равно интересно.
Кроме собственно бегов (дистанция 1600 метров, участвуют только четырехлетки) обещают фигурную езду троек. К счастью, сейчас снег в Москве вроде бы лег основательно, поэтому все будет правильно: белые комья из-под копыт, фырканье коней и гиканье кучеров. Интересно будет взглянуть и на "показ коллекционного оружия в режиме "нон-стоп". Оружие принадлежит некоему московскому коллекционеру, а выносить его (оружие) на обозрение гостей поручено красивым девушкам.
Очень интригует следующий пункт программы: "Волкодавы (12 собак). Военизированный показ". В пресс-центре Московского ипподрома меня разочаровали: собаки не пройдут шеренгой по трое и не будут отдавать честь лапой. Вместо этого они, по всей вероятности, будут кусать мнимых правонарушителей за ватники.
Ипподром вообще всякой живности перевидал немало: и забег четырех верблюдиц (Фатима, Лейла, Джамиля и Гюльчатай), и состязания борзых, но ярче всего врезался в память сотрудников забег такс. Эти коротконогие собаки бежали на 200 метров за искусственным зайцем. Мой дядя, увлеченный охотник и владелец жесткошерстной таксы по кличке Долька, отреагировал на это известие довольно странно. Он засмеялся.
Главная приманка, который заманивают гостей устроители бегов, - это Жириновский, без него вообще мало какие конные состязания обходятся. В нынешнем году, кстати, его арабский скакун Дуглас взял Кубок России и Кубок президента, да и вообще экстравагантный политик слывет лошадником, хотя инцидент со скачками на приз Жириновского славу эту несколько подпортил.
В июне 2002 года боевые соратники самого колоритного политика России решили устроить ему сюрприз. Учредили приз, договорились с ипподромом - все честь по чести. Увы, операцию провели настолько секретно, что, когда подошло время скачек, выяснилось: виновник праздника улетел, кажется, в Швейцарию поддерживать русских хоккеистов и вернуться уже никак не успеет. Скачки прошли совершенно нормально, а Владимир Вольфович страшно ругался.
Но в это воскресенье он точно покажется на ипподроме. Факт.