5-22 декабря. "Рождественская ярмарка". ЦДХ.
12-15 декабря. Выставка-ярмарка "Сокровища в Гостином". Гостиный Двор.
Московская зима - вещь крайне неприятная и угнетающая. Ее стоило бы запретить, потому что московская зима дискредитирует: а) зиму вообще и б) российскую зиму в частности. От московского декабря хочется сбежать не в Великий Устюг, где хрустящий мороз да сугробы. Нет - сбежать хочется в старушку Европу. Чтобы чистый асфальт, чтобы на улице свежо, но со знаком "плюс", а ты, в пальто, шарфе и при перчатках (исключительно для красоты, а не для тепла), неспешно прогуливаешься по рождественскому базару, выбирая елочные игрушки.
Глинтвейн под сосиску
Европейский рождественский базар - неотъемлемая часть культурной и общественной жизни. В нынешнем году базары открылись 25 ноября.
Приятельница жалуется из Лейпцига: "Рождество через месяц, а по центру уже не пройдешь - везде елки, как в лесу. У вокзала огромная елка стоит, а вокруг нее радиусом метра в три понастроили деревенек маленьких, гор, городов, обложили все ватой и пустили 25 поездов. Они там дудят и ездят.
Все радуются, музыка играет, народу много, ошалевшие дети кружатся на каруселях. Киосков куча. Продают все, что можно использовать в качестве подарка: игрушки, поделки из дерева, корзинки, свечки, фенечки, тапочки, сыр, вино и всякую еду в виде вафель, колбасок и глинтвейна по 2 евро. Все это пахнет одновременно. Да, еще сладости, конечно, и фигурки святых. Только вот уже два дня идет дождь, поэтому вата (которая снег) вся размокла клоками".
В Москве вата не размокнет, но так просто среди каруселей, елочек и сувенирчиков средь зимы не походишь. Холодно. Даже глинтвейн под сосиску не спасет. Поэтому за подарками надо идти в выставочные залы.
Токари из ЦДХ
В одном из рассказов Алексея Толстого действие происходит накануне Великой Французской революции. Мария Антуанетта окружает свое роскошное ложе свечами и прикрывает увядающую грудь кружевами. Тщетно - король если и заходит в спальню, то чтобы поделиться своими успехами в вытачивании черепаховых шкатулочек.
Королевское хобби оказалось жизнеспособным. На прошлой рождественской ярмарке в ЦДХ бешеным успехом пользовались миниатюрные (но функциональные) токарно-фрезерные станочки по 600 долларов. Оно и понятно: в Дом художника захаживает публика, вкусившая власти и славы. На прошлой ярмарке были замечены Александр Лившиц, Александр Шохин, Евгений Примаков, Алексей Митрофанов, Геннадий Зюганов, Николай Губенко, Лия Ахеджакова, Лев Прыгунов, Светлана Немоляева с Александром Лазаревым.
От обычной торговли всякой всячиной, которая процветает на первом этаже ЦДХ круглый год, эту ярмарку, организованную Международной конфедерацией союзов художников, отличают лишь масштабы. Так что есть шанс найти оригинальные авторские вещи для родственников, лучших подружек и начальников. Обещают продавать карнавальные костюмы и елочные игрушки. Завезут ли токарные станки в этом году - неизвестно.
Стилеты для амазонок
В Гостином Дворе уже второй год подряд проходит выставка-ярмарка ювелирных украшений, сделанных в России. Сюда идут за Подарками с большой буквы. Здесь благородные металлы, драгоценные камни и громкие имена. Выставка проводится при поддержке Минэкономразвития, Гохрана, Российской пробирной палаты и правительства Москвы, так что присутствие видных чиновников этих ведомств гарантировано.
Проблема российской ювелирной моды в том, что ее практически нет. Состоятельный покупатель верен традиционным формам и материалам, мало кто отважится на авангардные европейские сочетания вроде бриллиантов с черной резиной. А ведь моду формируют не заводы, а имена.
В Гостином будет много приятных вещичек по ценам изготовителей - от 500 рублей до тысячи долларов. Там, где речь идет о произведениях высокой ювелирной моды, счет другой: например, один из фаворитов нынешнего сезона - гарнитур "Нежность" Марины Цой (золото, бриллианты, природная бирюза) стоит 25 360 долларов. А для беспощадных современных амазонок послужит феноменальной красоты дамский стилет "Лиза" от Владимира Васюхина (сталь, латунь, кап березы) за 3 тысячи.