7 и 8 декабря. Труппа "Bejart Ballet Lаusanne". Балеты "Жар-птица", "Болеро", "Брель и Барбара". Кремлевский дворец.
Морис Бежар совершенно неутомим. И годы уже немолодые (недавно он отметил 75-летие), и балетов знаменитый француз сочинил уже более ста. Но огонь творчества в бежаровской груди по-прежнему пылает.
Даже на гастроли маститый хореограф всегда ездит сам. Куда его труппа "Bejart Ballet Lousanne", туда и он. А как труппе выступать без Бежара, если он часто ставит спектакли, в которых помещает себя в центр действия как некое "лицо от автора"? Так было в балете про СПИД - "Дом священника", который бежаровцы показывали в Москве три года назад. Тогда постановщик выходил на сцену в финале и, подняв вверх руку со сжатым кулаком, вместе со своими артистами двигался на авансцену в смысле "мы все преодолеем". Так будет и в нынешний приезд Бежара в Москву.
В программе гастролей один из последних балетов мэтра - "Брель и Барбара" (или "Свет", как его еще называют). Бежар славит свет как источник жизни, цитирует подходящие места Библии, Ницше и Сент-Экзюпери. В основе его замысла - двойное понимание слова "светлый": как степень освещенности и как качество души. По ходу действия артисты Бежара вытанцовывают осанну немому кино, которое он обожает и ассоциирует со светом. Среди персонажей балета - изобретатели кинематографа братья Люмьер. Зритель сопереживает под песни Жака Бреля и Барбары - двух столпов французского шансона. Рубиновые платья для танго и белые комбинезоны танцовщиков с рисунком кинопленки придумал Жан-Поль Кнотт - французский кутюрье, 13 лет проработавший с Сен-Лораном.
Кроме новейшего "Света", в Москве покажут старейшие балеты Бежара - "Болеро" и "Жар-птицу". Первый опус был поставлен еще в 1960 году. Соло под Равеля на круглом подиуме, в черно-красных тонах и в окружении сорока юношей танцевали и мужчины, и женщины. В этом балете особо прославились любимый танцовщик Бежара Хорхе Донн и Майя Плисецкая. "Жар-птица" 1970 года - тоже мужской балет: хореограф предпочитает выращивать интересных танцовщиков на специально сочиненных для них партиях, а не пестовать танцовщиц. Сюжет по мотивам русских сказок показался подходящим для приема: вывести на сцену исполнителя главной партии в образе партизана.