Фраза о том, что африканец начинает танцевать раньше, чем научится ходить, давно уже превратилась в клише. Действительно, в Тропической (или как ее еще называют "Черной") Африке праздников хватает, а какое же торжество без танца?..
По календарю, однако, национальные, т.е. государственные, праздники нечасто совпадают с традиционными. Мировоззрение африканцев во многом определяется их принадлежностью к многолетней культуре земледелия. Вот, например, осень в Западной Африке. Сентябрь и октябрь, а частично и ноябрь - переходный период между сезоном дождей и самым засушливым временем года, продолжающимся до марта. Фольклорные мероприятия - Дни плодородия, Дни неуязвимости и т.д. - здесь больше связаны с весной и летом, когда засеваются, выращиваются и собираются урожаи.
"Праздник не ко времени - объятие с голодом", - гласит суровая западноафриканская поговорка. Но так уж распорядилась судьба, что в истории этого региона грозовые и песчаные бури, предвещающие наступление сухого сезона, нередко совпадали с политическими катаклизмами, что и определило хронологию национальных праздников.
Яркий пример - День независимости Гвинеи (со столицей в Конакри) 2 октября. Наверное, старожилы Конакри справедливо недолюбливают бывших колонизаторов, считая их весьма скаредной публикой. Покидая Гвинею в 1958 г., эти "носители европейской культуры" в своей обиде на "неблагодарных" туземцев дошли до того, что не только увезли с собой большую часть мало-мальски пригодной техники, массу документации, включая Национальный архив, но даже вывернули электрические лампочки из фонарей на столичных улицах. Кстати, французы тогда наказали сами себя, так как гвинейцам удалось многое восстановить, обратившись за помощью к СССР, США и Западной Германии. И моральная победа осталась за бывшей колонией.
С тех пор День независимости отмечают в гвинейской столице довольно весело, несмотря на всю политическую нестабильность последних лет. Гвинейцы народ жизнерадостный. В этом могли убедиться и наши соотечественники, поскольку еще в 60-70-е годы в СССР не раз приезжал ансамбль "черного балета" "Джолиба". Правда, именно в тогдашней пуританской Москве гвинейским артистам пришлось изменить своей хореографической традиции: однажды гастроли едва не сорвались, так как работники советского Минкульта потребовали, чтобы африканские танцовщицы выступали непременно с прикрытой грудью. Артисты поначалу обиделись, но начальство в Конакри приказало "уступить советским". Думаю, сегодня бы таких проблем не возникло, но к сожалению, культурный обмен между двумя странами давно сошел на нет.
В Гвинее автору этих строк довелось видеть самые зажигательные постановки традиционного африканского театра, в котором танец играет первостепенную роль. Представления на тему 2 октября обычно начинаются выступлением трех девушек, одетых в красный, желтый и зеленый костюмы, воплощающие цвета национального флага. Ярко выраженный политический характер имеет пантомима "Этапы". Сначала перед зрителем предстают картины колониальной эпохи: рабский труд на поле, пощелкивание бича надсмотрщика, затем - ропот недовольства, переходящий в массовое возмущение, потом восстание и, наконец, радостный танец освобожденного народа. Гвинейцы многое перенимали у советских друзей (сказать "учителей" язык не поворачивается, поскольку история наших отношений знает немало конфликтов из-за неприятия африканцами образа "старшего брата", с которым не раз пытались ассоциировать себя советские чиновники от культуры), в том числе и по части массово-воспитательной работы в армейской среде. Во всяком случае, "Балле де насьональ де л╒Арме попюлэр" вполне можно назвать местным аналогом Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии.
Помимо дней независимости многие африканские страны имеют и свое "23 февраля". Например, в Кабо-Верде (Острова Зеленого мыса) День вооруженных сил приходится на 16 ноября. Согласно официальной историографии, именно в этот день в 1964 г. новообразованная армия Африканской партии независимости Гвинеи и Островов Кабо-Верде (ПАИГК) нанесла первое поражение португальским колонизаторам. В Прае, столице Кабо-Верде, церемония армейского праздника проводится обычно на стадионе в присутствии тысяч зрителей. Здесь и мини-парад с демонстрацией строевой выучки, и спортивные соревнования, когда в полном боевом снаряжении необходимо преодолеть ряд препятствий и финишировать на противоположной стороне стадиона. Особо бурную реакцию публики на заключительном этапе обычно вызывает метание гранат. Хотя гранаты и не боевые, сильный имитационный хлопок при удачном броске производит большой эффект. Подключаются тамтамы, трещотки, словом, всеобщему восторгу нет предела.
С эволюцией политических режимов может меняться и идеологическая "аранжировка" национальных праздников. Скажем, в Анголе День независимости 11 ноября сопровождается массовыми демонстрациями трудящихся, возложением цветов к памятнику и мавзолею первому президенту Агустиньо Нето, убежденному адепту социалистических идей. Кстати, одна из центральных улиц ангольской столицы Луанды по-прежнему носит имя Ленина. В Конакри же, напротив, мавзолей основателя независимой Гвинеи социалиста Ахмеда Секу Туре был разрушен вскоре после его смерти в 1984 г., и тогда же страна отказалась от прежней "антиимпериалистической" символики. Что не помешало сохранить за тем районом столицы, где расположено российское посольство, название "Маленькая Москва".