Это еще вопрос, доберется ли "Дом дураков" Андрея Кончаловского до номинации на "Оскар". Но это вопрос второй. Наше дело - выдвинуть, их дело - задвинуть.
Российский оскаровский комитет почти единогласно решил отправить в Лос-Анджелес картину, которую на тот момент посмотрели полтора счастливчика. Те, кто был на Венецианском кинофестивале, плюс те, кто случайно узнал о неафишированном показе в Союзе кинематографистов. Есть еще вероятность, что кое-кто из самого оскаровского комитета умудрился ознакомиться с последней работой Кончаловского.
Сейчас, правда, зрителей у "Дома дураков" прибавилось. По правилам, выдвигаемый фильм должен сначала пройти в прокате. И "Дуракам" устроили прокат в питерском кинотеатре "Аврора". Это чтобы на международном цивилизованном фоне совсем уж дураками, которым закон не писан, не казаться.
До последнего момента фаворитом в российской оскаровской гонке была "Кукушка" Александра Рогожкина, получившая главный приз Московского фестиваля. Ничего удивительного. Фильм словно специально сделан для такой премии, как "Оскар". Более пацифистского и хватающего за душу фильма трудно себе представить. А "Оскар", может, в силу уже немалых лет сильно склонен к сентиментальности, ясности и внятному декларированию человеческих ценностей. "Кукушка" из них и состоит. Кроме прочего рогожкинский фильм еще до судьбоносного заседания оскаровского комитета был закуплен американской прокатной фирмой "Sony Classic", что существенно повысило бы его шансы, докатись он до Лос-Анджелеса. Каждый второй фильм, купленный этой компанией, получает как минимум номинацию на "Оскара", каждый третий - саму премию. А Рогожкину перекрывают путь к "Оскару" уже второй раз - первый раз "зарубили" "Блокпост".
Каждый год Россия кого-то пытается выдвинуть на самую престижную мировую кинопремию. И каждый год только самые дотошные киноманы знают, кого предпочли. В этом году все не так. Отныне оскаровский комитет стал структурой созданной недавно Российской национальной академии киноискусств, перейдя таким образом в косвенное подчинение Никиты Михалкова. Ни президентом академии, ни председателем оскаровского комитета Михалков не стал. Он поступил умнее. Посадил на ключевые должности людей, в высшей степени лояльных к своей политике. При этом, разумеется, ключевые решения без его указующего слова не принимаются. Михалков не мог не понимать, что шансы "Кукушки" выше шансов "Дома дураков". И все же наши "оскаровцы" приняли решение в пользу последнего. В этом мало кто сомневался. Иначе зачем в спешном порядке было запускать в петербургский прокат фильм Кончаловского в то время, как "Кукушка" уже давно шла и в Москве, и в Питере? Иначе зачем в последний момент было менять весь состав комитета?
Есть еще вопрос: зачем Михалкову это надо? Ничего сложного тут нет. С одной стороны, следует показать монолитность и мощь семьи Михалковых-Кончаловских. А где мощь - там и власть. Ее Никита Сергеевич любит искренне и глубоко, что показывает все его поведение в последние пять лет. Но и допустить брата к заветной статуэтке тоже не больно-то хотелось, куда больше хочется остаться последним российским оскароносцем. Тема "чеченцы тоже люди", которую проводит Кончаловский на протяжении фильма, вряд ли всерьез затронет сердца членов американской киноакадемии. То ли дело по-настоящему интернационально-гуманистический посыл "Кукушки". Значит, "Кукушка" не нужна. Значит, нужен "Дом дураков". И приличья соблюсти, и при своих интересах остаться.
Впрочем, строить прогнозы в такой ситуации, как премия, - дело неблагодарное. Всяко может повернуться. Вдруг и в "Дом дураков" заглянут члены американской киноакадемии?