Семь театров, в которые нужно ходить
"Современник"
Не признаваемый многими критиками "Современник" продолжает "гнуть свое", точно слон, не обращающий внимания на лающих мосек. Одна из лучших трупп Москвы. Валентин Гафт, Елена Яковлева, Марина Неелова, Игорь Кваша, Лилия Толмачева... Что еще нужно? Классика - классична, авангард - авангарден. Как в Греции, в "Современнике" есть все.
"Ленком"
"Ленком" - территория Марка Захарова. Он может позволить себе длинные и многоумные разговоры, - запутывая слушателей, он никогда не обманывает своих зрителей. Каждый получает именно то, чего ждал. Захаров - из тех редких режиссеров, которые не разочаровывают. Он умеет говорить о вечном актуально, и на злобу дня высказываться "в смысле вечности".
"Мастерская Петра Фоменко"
Лучшие спектакли сезона в Москве ставит Петр Наумович Фоменко. В позапрошлом году - "Одна абсолютно счастливая деревня" и "Семейное счастие", в прошлом - "Война и мир. Начало романа" и "Семейное счастие", в этом - "Безумная из Шайо" и "Египетские ночи". Нужны ли иные доказательства?
"Сатирикон"
"Сатирикон" долго называли театром одного актера, под ним подразумевая Константина Райкина. Можно было бы сказать: достаточно и одного, такого, как Райкин. Однако же любовь к правде заставляет радоваться, что в "Сатириконе" Райкин не чувствует себя одиноким протагонистом. Последняя удача театра - "Макбетт" Ионеско - вообще обходится без его актерского участия.
Центр драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина
Самые удачные эксперименты последних лет. Самая экстремальная драматургия. Самые модные молодые режиссеры, самые свежие актеры. И, конечно, актрисы - тоже.
Московский ТЮЗ
Здесь нет звездной труппы. Здесь - звездный режиссерский дуэт, Генриетта Яновская и Кама Гинкас. Работают по отдельности, отчего хороших спектаклей здесь в два раза больше, чем могло быть. Некоторые спектакли играют на балконе, отчего они головокружительно хороши.
МХАТ имени А.П. Чехова
Несмотря на отсутствие стопроцентных удач, Олег Табаков сумел убедить публику, что все главные события все равно случатся здесь. И все ему верят, поскольку Табаков, как говорится, имеет хорошую кредитную историю. И кредит доверия все еще велик. Между прочим, несколько любопытных спектаклей вышли в минувшем сезоне на самой малой - Новой - сцене театра.
Семь спектаклей, которые нужно смотреть
"Шут Балакирев"
Последняя пьеса Григория Горина о том, как тяжела в России шапка Мономаха, как трудно развеселиться русскому самодержцу, как весело веселье, тяжело похмелье... Самодержца играет Олег Янковский, свиту и окружение - Александра Захарова, Сергей Фролов, Николай Караченцов, Александр Збруев.
Ближайшие спектакли 31 октября, 1 ноября
"Дама с собачкой"
На балконе ТЮЗа разворачивается вся игра. На балконе сидят и зрители. Вот уж точно: словам тесно, мыслям - просторно. И всем - хорошо. Постановка Камы Гинкаса. В главных ролях - Юлия Свежакова, Игорь Гордин.
Ближайшие спектакли - 29, 30 октября, 26 и 27 ноября
"Записки русского путешественника"
Пьеса Евгения Гришковца. Сколько бы ни ставили его пьесы, Гришковца все ж принято считать автором-исполнителем. "Записки русского путешественника" в "Школе современной пьесы" - единственный бесспорный случай "присвоения" чужого текста, в котором все, кажется, - от первого лица. Весь вечер "на арене" - Василий Бочкарев, Владимир Стеклов, Иосиф Райхельгауз.
Ближайший спектакль - 31 октября
"Король Убю"
Александр Калягин в заглавной роли начинает спектакль тем словом, которое и положено ему произнести по роли: "Дерьмо!" Дальше - больше. И лучше. Исследуется вроде бы такая важная проблема, как истоки тирании и всякой диктатуры, а настроение меж тем - абсолютно безмятежного, ничем не замутненного детского веселья. Да и зверствует у Калягина Убю, как дитя малое.
Ближайшие спектакли 29 октября, 23 и 24 ноября
"Последняя запись Креппа"
Тоже - Калягин, но уже в полном и в гордом одиночестве. Монолог длиною в полтора часа, пьеса самая что ни на есть абсурдистская, одна надежда на актера. Ну и на режиссера, конечно, тоже: Роберт Стуруа уже ставил у Калягина "Венецианского купца". И вышло очень даже хорошо. Премьера приурочена к празднованию 10-летия театра и 60-летию самого Калягина.
Ближайшие спектакли 4 и 5 ноября
"Играем... Шиллера!"
Авангард в цитадели традиции, - говорили об этом спектакле в пору премьеры. О традиции можно поспорить. Вольность некоторых подходов совершенно не мешает чистоте жанра: в основе как-никак - трагедия Шиллера "Мария Стюарт". По спектаклю, который поставил в "Современнике" литовец Римас Туминас, видно, как многое мы не знаем о театре, куда и ходим вроде бы нередко и все актеры - известные. Мы, конечно, знали, что они способны на многое, но не знали только - на что. В ролях - Марина Неелова, Елена Яковлева, Игорь Кваша.
Ближайший спектакль - 6 ноября.
"Синьор Тодеро хозяин"
Константин Райкин в этой комедии Гольдони наследует своему великому отцу, Аркадию Райкину. Бесконечное разнообразие гримас, жестов, без которых не справиться с пространством старому синьору Тодеро. Бесконечная его злоба и жадность не мешает нашей бесконечной к нему жалости в финале спектакля.
Ближайшие спектакли - 1 и 15 ноября.
Семь актеров и актрис, которых нужно увидеть
Мария Аронова. В Киеве во время недавних гастролей Театра имени Вахтангова о ней написали: в ней как будто "застрял" осколок Фаины Георгиевны Раневской. Запал у Ароновой точно такой. В начале ноября она предпримет попытку переубедить тех, кто уже успел ей приписать одно только комедийное дарование: 3 ноября в Вахтанговском театре - премьера "Царской охоты" Леонида Зорина, где Аронова сыграет царицу Екатерину.
Валерий Баринов - играет в Малом театре. Последняя по времени премьера - "Корсиканка", комедия о последних днях Наполеона на острове Святой Елены. Получается действительно смешно.
Виктор Гвоздицкий. К своему пятидесятилетию получил от худрука Олега Табакова подарок - роль. Для Гвоздицкого, для которого театр - синоним жизни, синоним счастья (и, естественно, все горе его - тоже от театра), лучшего подарка придумать нельзя. Премьера - 31 октября, 1 и 2 ноября. Леонид Андреев - "Тот, кто получает пощечины".
Олеся Железняк. Тоже "Ленком", тоже - "Шут Балакирев". Еще играет в новой версии старых "Жестоких игр" и в "Укрощении укротителей".
Александр Калягин - "Шейлок", "Король Убю", "Дон Кихот", теперь вот - "Последняя запись Креппа". Театр "Et Cetera" - под руководством Калягина, все главные роли здесь - Александра Калягина. И лучшие все роли - его. Театр взрослеет год от года, роли Калягина - все лучше и лучше. Он старается так, будто вчера лишь вышел из стен театрального училища.
Константин Райкин. Райкин умеет выбирать режиссеров: с ним работали Фокин, Фоменко, теперь - Роберт Стуруа. "Синьор Тодеро хозяин" - настоящий шедевр, учебник актерского мастерства, неиссякаемой актерской фантазии.
Сергей Фролов. В "Ленкоме" стоит ходить не только на взрослых, но и на вполне еще начинающих актеров, которых Марк Захаров тут же превращает в звезд. Фролов проснулся знаменитым после "Шута Балакирева". С этого спектакля и следует начинать знакомство с актером.