С 16 октября. "Живая планета". Свето-видео-музыкальная экспозиция. Дарвиновский музей.
<.b>Странно сложилось, что в России музеи - развлечение для умных и бедных. Если не считать оплотов мировой культуры и монстров пиара, как Эрмитаж.
С художественными музеями все понятно. Даже если заезжий ценитель прекрасного и не мог бы купить в сувенирной лавке Русского музея тарелку Ломоносовского завода с Малевичем, он все равно приехал бы посмотреть на его полотно вживую, поскольку нигде в другом месте он его не увидит.
Другое дело - технические музеи. Или естественнонаучные. Они в своем теперешнем состоянии интересны разве детям (которым все интересно), да специалистам (последние чаще посещают закрытые музейные фонды, которые, говорят, в нашей стране на диво богаты). А на Западе в такие музеи охотно ходят не только скучающие "воскресные отцы", но и туристы, пенсионеры, молодежь. И музеи эти полностью или частично самоокупаются.
Новые музейные залы на Западе выглядят почище "Парка юрского периода". Они начинены мультимедиа. Электроника создает спецэффекты вроде "погружения в среду" (вплоть до имитации запахов саванны). Российские музейщики сторонились такой экзотики отнюдь не из верности традициям, а по причине более прозаической. Денег нет.
Но вот Дарвиновский музей получил от государства "конвертик". К 95-летию, как официальный подарок: и музейщики развернули в своем главном зале "световидеомузыкальную экспозицию "Живая планета". Несмотря на то что название проекта звучит по-советски, и на то, что наш пионер спецэффектов в сравнении с лондонским Музеем естественной истории выглядит как "Гостья из будущего" рядом с "Атакой клонов", работа была проделана немалая. Как рассказала директор Дарвиновского музея Анна Клюкина, альпинисты исследовали стены на прочность, музейщицы самоотверженно трогали лампы, чтобы убедиться, что они не нагреют воздух в витринах (что могло бы привести к утрате чучел, некоторым из них лет по восемьдесят и более), были сооружены платформы под аппаратуру и всюду протянуты кабели.
Сам "продукт", то есть фильм со звуковыми, цветовыми и световыми спецэффектами, готовила компания "Ультра продакшн". Она входит в группу "Ультра про", которая, в свою очередь, является частью "News Corp." Руперта Мэрдока. Несмотря на влиятельное родство, это был первый опыт "Ультра продакшн" в музейной области и первый озвученный компанией документальный фильм (который безвозмездно предоставила "Discovery BBC" в лице своих российских дистрибьюторов). По признанию госпожи Клюкиной, выбирать не приходилось - кроме "Ультра продакшн", никто на работу не соглашался. Да и то, как сказал продюсер проекта, господин Клюкин, их компании, которая "благотворительностью не занимается" (в отличие от BBC), пришлось включить в бюджет проекта частичный апгрейд собственной студии, не имевшей до того необходимого оборудования и программного обеспечения.
Результат налицо, и теперь ежедневно в 16.00 (а по выходным - три раза в день) посетители музея смогут наблюдать на двух стенах центрального зала почти получасовой фильм о многообразии жизни на планете, с цветомузыкой, световыми пушками, Dolby surround и спорадической подсветкой избранных чучел.