Минарет Большой мечети Сианя легко спутать с буддийской пагодой.
Фото Мигеля Моньяса с сайта www.wikipedia.ru
Сиань – столица китайской провинции Шаньси. На протяжении более трех тысяч лет этот город, в древности носивший название Чанъянь, был столицей двенадцати феодальных династий. К северу от Сианя находится мраморный столп, отмечающий географический центр Китая. Жители Шаньси говорят, что в Шэньчжэне (это специальная экономическая зона в КНР) люди знакомятся с историей последнего десятилетия Китая, в Шанхае – с историей последнего столетия, в Пекине – с историей последнего пятисотлетия, а в Сиане – с историей пятитысячелетия страны. Действительно, в этих местах найдены остатки поселений, чей возраст превышает пять тысяч лет.
Сиань расположен в нескольких километрах к югу от реки Вэйхэ, притока Хуанхэ, питающего водой плодородные долины одного из древнейших очагов китайской цивилизации. Современный Сиань был основан в 582 году династией Суй (581–618), а в эпоху Тан (618–907) стал крупнейшим городом мира. В нем насчитывалось свыше миллиона жителей. Город имел строго геометрическую планировку, которая сохранилась и поныне. Четырнадцать улиц пересекали город с севера на юг, одиннадцать – с востока на запад, образуя 108 прямоугольных кварталов, где жили горожане одинакового состояния или рода занятий.
Весь город был обнесен земляной насыпью с десятью воротами. Около Восточных и Западных ворот находились рынки. Сиань делился на «Императорский город» с ансамблем дворцовых зданий Дамингун (VIII в.), «Чиновничий город» и «Внешний город»; в северной части располагался императорский парк.
В эпоху династии Мин (1368–1644) в городе началось новое строительство. Была сооружена мощная крепостная стена, в границах которой оказалась лишь шестая часть площади города танского времени. Городская стена в Сиане до сих пор не потеряла своего величественного вида. Она хорошо сохранилась, и в этом отношении, пожалуй, не имеет себе равных среди древних крепостных сооружений феодальных эпох.
Ворота, сохранившиеся с каждой из четырех сторон стены, имеют башенную конструкцию и выглядят весьма внушительно. В эпоху династии Хань выдающегося развития достигли ремесла, торговля и сельское хозяйство. Годы царствования У-ди Лю Чэ стали периодом могущества и расцвета династии Хань. В этот период были отражены нашествия гуннов. Отправившийся в качестве посла в западные земли Чжан Цянь проложил путь из Чанъаня (нынешнего Сианя) через западные отроги Синьцзяна вплоть до восточного побережья Средиземного моря, по которому торговцы непрерывным потоком везли на Запад изделия из китайского шелка. Эта дорога впоследствии получила название Великого шелкового пути. Он начинался у Западных ворот города.
С крепостной стены открывается живописная панорама старого города, с видом на Колокольную и Барабанную башни с черепичными крышами на высоких цоколях. Трехэтажная колокольня (Чжунлоу) высотой в 36 метров была возведена в 1582-м и перестроена в 1739 году. Она высится на месте пересечения двух главных улиц города – Нанбей-Дацзе и Сидун-Дацзе, идущих от городских ворот. Здесь в старину возвели каменную платформу и выстроили на ней живописную деревянную башню для большого колокола. Его звон служил сигналом боевой тревоги при приближении вражеских войск.
С колокольни видна и Барабанная башня (Гулоу) – выстроенная в ХIV столетии, она возвышается над плоскими крышами мусульманского квартала. В центре этого квартала, на улице Хуайе-Сиань, расположена Большая мечеть, одна из четырнадцати мечетей Сианя.
В мечети «Да цинчжэнь сы»
Ислам проник в Китай примерно в середине VIII века. В эпоху династий Тан и Сун арабы и персы сухопутным путем проникли на северо-запад, а морем добрались до приморских городов юго-востока Китая. Были установлены торговые связи, а вместе с ними началось распространение традиций ислама. В эпоху династии Юань (1279–1368) ислам получил особо широкое распространение. В настоящее время в Китае имеется свыше 30 тыс. мечетей, более 40 тыс. имамов. Общая численность мусульман в стране – около 20 млн. человек.
От Барабанной башни к Большой мечети путников ведут указатели. Здесь раскинулись торговые ряды, лавочки и закусочные с отличительной надписью «Цинчжэнь» («ислам», «исламское»). Запахи горячего масла, восточных яств, людская разноголосица вперемежку с сигналами автомашин и скрежетом лопат, которыми сгребают щебень. Мимо сувенирных рядов движутся группы туристов. При подходе к мечети плотность лотков с различными поделками достигает своего предела.
Местные торговки – поголовно в хиджабах, которые являются неотъемлемой принадлежностью одеяния женщин-мусульманок. Если бы не хиджаб, то европейцу не отличить мусульманку от других китаянок: для него они все на одно лицо. В Китае ислам исповедуют неханьцы – хуэйцы (дунгане), уйгуры, баоань, салары, дунсяны, казахи, киргизы, таджики, татары, узбеки.
Пророк Мухаммед, как утверждают, говорил: «За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай». И в Поднебесную последователи Мухаммеда приходили, приезжали и приплывали с разными целями. Так, в 755 году против императора Сюань-цзуна выступил его военачальник тюркского происхождения Ан Лушань, пренебрегший вниманием самого императора и ласками любимой наложницы последнего – Ян Гуйфэй, «китайской Клеопатры». Престарелый государь бежал из Чанъани и отрекся от престола в пользу сына. Новый император Су-цзун запросил поддержки у арабов. Халиф Абу Джафар прислал свое войско, и с его помощью столица была отбита у мятежников. Арабские же воины остались в Китае. Их кровь, равно как и тех мусульман, что осели здесь раньше или позже, смешивалась в результате браков на протяжении многих поколений. Но исходная религия – ислам – сохранилась.
Правоверные беспрепятственно стекаются в мечеть на молитву, а для «неверных» – входная плата 12 юаней (полтора доллара). Вырученные средства идут на реставрацию старинного мусульманского архитектурного комплекса. С группой туристов войдем во двор мечети. Если бы не арабская вязь на воротах, арках и павильонах, можно было бы подумать, что находишься в старинном китайском саду с его чайными беседками или в старинном конфуцианском духовном центре. Большие каменные черепахи со стелами на спине – это явно не мусульманская традиция.
За аркой – целый ансамбль различного рода построек и сооружений в окружении деревьев, кустарников и цветов. Здесь налицо смешение двух культур – исламской и ханьской. Первым ахуном (настоятелем) этой мечети («Да цинчжэнь сы») был Бай Турды, выходец из южной части нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Он вступил в должность в 742 году. Время не пощадило дерево причудливой резьбы арки, но не сгладило надпись: «Закон – выше неба и земли».
Нынешнее здание мечети выстроено на месте прежнего (VIII в.) в середине XVIII столетия. На первый взгляд это здание ничем не напоминает мечеть. Его внешний облик и убранство выдержаны в духе китайской архитектуры. Даже минарет представляет собой павильон с каменными рельефами на полу: два дракона играют жемчужинами.
Одно из официально признанных национальных меньшинств Китая – народность хуэй (свыше 60 тыс. чел.), исповедующая ислам. В Центральной Азии «хуэйцзу» известны под именем дунган. Их историческая память хранит воспоминания о трагических событиях прошлого. Во второй половине ХIХ века один из предводителей мусульманских повстанцев, Биянху, и часть его людей нашли спасение в пределах Российской империи, на территории нынешнего Кыргызстана.
Местные мусульмане и до сегодняшнего дня признательны тем, кто спас Биянху и тысячи дунган от физической расправы. Они могут не знать деталей и вряд ли слышали о туркестанском генерал-губернаторе фон Кауфмане и о семиреченском губернаторе Колпаковском, рисковавшими карьерой во имя человеколюбия. Но историческая память народа по сей день хранит благодарность России┘
Мечеть «Да цинчжэнь сы» – местопребывание руководящих органов Исламской ассоциации провинции Шэньси, которая входит в Китайскую исламскую Ассоциацию с центром в Пекине. В зале для почетных гостей – стенды с фотографиями. На одном из снимков – встреча с зарубежными единоверцами из Кыргызстана.
Пришло время молитвы, и имам в сопровождении группы хаджи в белых тюрбанах, концы которых ниспадают на спины, направляется в мечеть. У входа в молельный зал дощечка с вежливым предупреждением: «Просьба не входить. Идет молитва». Понятно, что это предупреждение адресовано немусульманам. Налицо веротерпимость; а ведь кое-где можно увидеть и другую надпись: «Неверным не входить».
Вряд ли в «ортодоксальной» мусульманской стране можно увидеть то, что в Сиане – обыденность. Шпиль зеленого купола, взметнувшегося ввысь с двумя поменьше, увенчан полумесяцем. Но это вовсе не мечеть, а ресторан «Лао сун цзя», известный отличной ближневосточной кухней. Исламская символика на здании ресторана┘ Где тут граница между духовным и телесным?
Пагоды диких гусей
Мусульманский квартал в Сиане занимает северо-западный угол старого города, окруженного крепостной стеной. В недрах квартала затерялся даосский храм Небесного божества. Его с трудом можно отыскать в запутанных проулках и тупиках мусульманского квартала. Переступив порог святилища, понимаешь, что оно переживает не самые лучшие времена. Лазоревые изразцы покрывают крышу храма, а между плитками пробивается трава. Входная плата – всего два юаня, и на скромный доход от посетителей непросто привести храм в божеский вид. Старинное здание храма возведено в годы начального правления династии Цин (1644–1911) и, похоже, не реставрировался с последних лет ее правления.
Совсем иное впечатление производят в Сиане буддийские святыни, находящиеся в южной части города, «за стеной». Речь идет о Большой и Малой пагодах диких гусей. Малая пагода (Сяояньта) высится в двух километрах к югу от Южных ворот, в стороне от широкой улицы Юисилу. В 684 году императрица У Цзэтянь повелела воздвигнуть здесь храм Джанфу в память умершего императора Гаоцзуна (третий правитель династии Тан). Обитель постепенно заселялась монахами, их число выросло до двух сотен человек. В 706 году на территории монастыря была построена тринадцатиярусная пагода высотой 45 метров. Сам храм не сохранился, а пагода, пережив сильное землетрясение 1556 года, уцелела. Последний раз ее реставрировали в 1965 году, а через два года грянула «культурная революция»┘ И хотя Сяояньта снова нуждается в обновлении, самые трудные годы для нее уже позади.
В сравнении с Малой пагодой Большая пагода диких гусей (Даяньта) выглядит великолепно. Она находится на улице Янта Лю; величественный силуэт пагоды виден издалека. У ворот ее ограды два каменных льва скалят пасти. А во дворе в окружении светильников взметнулась ввысь семиярусная громада пагоды, которую венчает утолщенный шпиль. Высота пагоды – 64 метра, а история ее строительства уходит в глубину веков.
В 647 году танский император Гаоцзун возвел здесь храм в память своей матери. Позднее при храме жил знаменитый монах Сюаньцзан. Родина Сюаньцзаня – село Чэньхэ в уезде Яньши провинции Хэнань. В селе есть замечательное дерево. По преданию, когда монах Сюаньцзан покинул родину и отправился на запад, крона дерева повернулась к западу и находилась в таком положении, пока Сюаньцзан не вернулся. В селе еще есть колодец, куда в детстве как-то упал Сюаньцзан. Но с ним ничего не случилось, он остался цел и невредим. Тогда люди предсказали, что из него выйдет великий ученый. Неподалеку от того колодца находятся каменные стелы с изображением знаменитого монаха и его учеников. Эти древние памятники дошли до наших дней и хорошо сохранились.
Сюаньцзан провел 17 лет в Индии и привез с собой множество буддийских трактатов. Иногда можно встретить утверждение, что именно он познакомил Китай с буддийским вероучением. Однако буддизм проник в Китай в I веке до н.э., а в IV столетии началось его повсеместное распространение.
Даяньта – в переводе – «Пагода большого дикого гуся». «Дикий гусь» – это символ письма, известия. Как провозвестник с огромным грузом свитков, излагавших буддийские каноны, явился Сюаньцзан в Чанъань в 654 году. Это удостоверяет его изображение в одном из помещений пагоды, в которой танский император Гаоцзун специально отвел покои для Сюаньцзаня, где бы тот мог заняться переводом буддийских текстов. Монах с честью справился с громадной работой: переводы буддийских текстов на китайский язык составили 1335 томов. Земля не сохранила следов ног Сюаньцзаня, но своим подвижничеством он оставил в памяти людей неизгладимый след, о чем поведала пагода Даяньта.
Чтобы уберечь бесценные свитки от огня и от сырости, император в 647 году приказал возвести для них специальную пагоду, и она была построена в 652 году. Затем, в 704 году, императрица У Цзэтянь надстроила пагоду до 7 ярусов. В ХI и ХIII вв. пагода сильно пострадала и была восстановлена в 1580 году в еще больших размерах. В 1958 году внутри пагоды была устроена деревянная лестница, по которой можно подняться на верхний ярус и полюбоваться панорамой окрестностей.
Пагода Даяньта и сегодня отличается удивительной пропорциональностью. В храме, у подножия пагоды, кроме множества статуй Будды и восемнадцати лоханей (архатов), хранится изваяние монаха Сюаньцзаня в облике бодхидхармы с наполненной свитками деревянной корзиной на спине. Входящего в пределы храма «Да син шань сы» встречает статуя Будды, стоящего на пьедестале лицом к воротам. В руке у него прут. Сбоку от статуи – изваяние обнаженного ребенка, обратившегося к ней лицом. Он словно что-то испрашивает или чего-то ждет. Фигура ребенка выражает ожидание и смирение. У Будды с прутом отрешенный, устремленный вдаль взгляд. Это – «Ди цзан ван пуса», предмет особого поклонения женщин. Они, разного возраста, скучившись перед изваяниями, молятся, благоговейно сложив руки.
Когда-то, в Средние века, здесь, в монастыре «Да син шань сы», проживало 5 тыс. монахов. Они представляли пять школ буддизма. Первой из них была «чань», которая потом распространилась в Японии под названием «дзэн» – то самое учение дзэн-буддизма, которое с недавних пор стало столь популярным и в нашей стране. В древности его приверженцы жили в уединении, нередко уходили в горы.
В настоящее время в Китае имеется около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. монахов. Большая часть буддистов страны объединена в Китайскую буддийскую ассоциацию (КБА). В ведении КБА имеется сеть религиозных учебных заведений, в том числе и высших, принадлежащих всем основным направлениям буддизма. Ассоциация, являясь общенациональной организацией людей, исповедующих буддизм, в то же время считает своей задачей содействовать решению экономических и политических проблем, стоящих перед страной. КБА способствует единству народов Китая, упрочению связей граждан КНР и соотечественников, проживающих за рубежом. Ведь среди многонационального населения Китая 10 меньшинств исповедуют буддизм. С учетом этого обстоятельства КБА содействует сплочению страны, и буддисты Сианя вносят в этот процесс свой посильный вклад.