Из собрания Тобольского музея Сибирские реликвии. - Тобольск: Фонд "Возрождение Тобольска", 2001.
О Тобольске и его музее в книге написано подробно и, что называется, с душой. Основанный в 1587 году при слиянии рек Иртыша и Тобола, в российской истории город этот не рядовой. Когда словом "Сибирь" пугали всякого рода вольнодумцев, он-то как раз и был центром - "русской столицей" - этой огромной губернии, простершейся от Урала до Тихого океана. В конце ХVII века здесь даже возвели первый в Сибири и единственный за Уралом каменный кремль с собором, гостиным двором и архиерейским домом. В их архитектурном проектировании участвовал местный уроженец Семен Ремезов, историк и картограф, автор первого русского географического атласа "Чертежная книга Сибири", знаменитой "Истории Сибирской", повествующей о походе Ермака, и других трудов. С Тобольском связаны имена великого химика Менделеева, многих ссыльных декабристов, композитора Алябьева, художника Сурикова, поэта и педагога Ершова...
Показательна сама история возникновения городского музея (Государственного историко-архитектурного музея-заповедника). Он единственный в своем роде на всю Сибирь. Сейчас в его фондах около 300 тысяч экспонатов, среди которых уникальные материалы о природе края, археологии, этнографии народов, населявших эти земли. А начинался он стараниями подвижника и бессребреника, надворного советника Ивана Юшкова, работавшего в 1870 году в губернском Статистическом комитете. Первые 350 экспонатов и книги для музейной библиотеки Юшков купил на собственные деньги - и до самой своей смерти (катастрофически ранней, в 44 года) продолжал пополнять коллекцию. Спустя 10 лет после его кончины 4 июня 1887 года Тобольск отмечал 300-летний юбилей. Празднества пышными не были - город к тому времени утратил былое величие, приобретя взамен лишь провинциальный унылый покой. Разве что заложили в тот день первый камень в фундамент нового дома для музея, не имея в городской казне ни копейки на его строительство. Но через неполных два года он уже открылся для посетителей. Стройка, обошедшаяся в 13 тысяч рублей (полновесных, царских!), шла целиком и полностью на народные пожертвования. Делали свои вклады богатейшие сибирские купцы, помогали скромные учителя и небогатые чиновники, кто-то привозил железо, стекло, известь┘ "А вздор, что связаны руки! Что ж, почить на лаврах, - свое дело-де сделали? Нет! Тут-то и доказать, что честный человек может делать и со связанными руками. Мы, русаки, лентяи и на оправдания да отговорки изобретательны: среда, обстоятельства. Будем делать, что можем". Эти слова декабриста Дмитрия Якушкина первые сотрудники музея, по сути, сделали своим девизом.
Даже на избалованный столичными выставками взгляд поразительно, сколько в Тобольске скрыто реликвий, достойных неизмеримо большего, чем книга 4-тысячным тиражом. Почти все они, увы, широкой публике неизвестны. В музейных витринах Тобольска меж тем хранятся среди прочего каменные сосуды эпохи неолита, на которых за шесть тысячелетий до нашей эры чья-то неведомая рука нанесла изображения ликов то ли людей, то ли божеств. Отлитый за девять или десять веков до рождества Христова смеющийся медный идол - "веселый бог". Восстановленные археологами и этнографами подробности жизни кочевых племен, прокатившихся по этим просторам и канувших в никуда. Одна из глав книги названа "Легенды тайги и тундры", в ней об истории и духовном мире коренных народов этих мест - ненцев, хантов и манси - рассказано на редкость живо и подробно, без великодержавных благоглупостей. Богатство фактического материала тому способствует. Однако трагический финал истории столкновения двух цивилизаций становится еще очевиднее и горше: практически все представленное на глянцевых страницах - мир прекрасный, но безвозвратно потерянный.
Отдельная глава посвящена истории Сибирского ханства, периода, оставившего немало исторических и культурных свидетельств и массу загадок - тоже. Завершающий книгу раздел "Русская столица Сибири" содержит в себе полную, подробную, в лицах и цифрах, историю Тобольска как "Светлого града", которым он стал задолго до появления своего белокаменного кремля: "речь идет┘ о духовном свете, что исходил от города, разливаясь над всей Сибирью, поддерживая и укрепляя уходящих на север и восток первопроходцев". Правда, Тобольску лучше знакома другая - оборотная, ссыльно-каторжная сторона российской "духовности". Пути многих исторических персон помимо их воли пролегли по этим местам. От первых "политических ссыльных" - угличского колокола, бившего в набат над мертвым царевичем Димитрием, и неистового протопопа Аввакума до декабристов, семеро из которых здесь и похоронены, от проезжавшего через Тобольск в березовскую ссылку Меншикова до узников здешнего острога Чернышевского и Короленко, от членов царской фамилии, для которых этот город стал последней остановкой перед Екатеринбургом, до 15 тысяч "врагов народа", в 1937 году удвоивших собой население былой "сибирской столицы"┘