Уже почти девять лет (с тех пор, как я купил «Независимую газету») чаще всего мне задают вопрос: «И от кого же она независимая?»
Такой вопрос кажется задающему ловким, умным, ставящим меня в затруднительное положение. Большинство «умников» когда-то слышало и твердо запомнило, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Капитаны «Очевидность». Их очень много...
Обычно я объясняю, что современная концепция независимости СМИ предполагает всего лишь независимость от государства. А в нашем случае «Независимая газета» – еще и бренд, купленный на рынке. Как «Пионерская правда». Пионеров нет, а бренд есть. В бизнесе подобное случается.
Важно для жизни редактора другое. А именно: мне никто не может позвонить и дать указание, что и как писать. Говоря словами из прошлого, никто не может дать установку. Потому что это способно разрушить бизнес. Когда же я читаю или смотрю СМИ, зависимые от государства, отчетливо вижу и установку, и акценты, и заданную терминологию.
Потребность сопоставления различных точек зрения, позиций, взглядов – абсолютно естественна для нас. Мы же боремся за читателя. Денежки ведь надо на рынке зарабатывать. А черпающие ресурсы из бюджетного котла, как правило, ориентированы исключительно на то, чтобы не огорчить дающего.
Частная газета, конечно, зависит от владельца, главреда. Однако владелец зависит от рынка. И потому вынужден быть объективным. Частный издатель и хотел бы, да не может позволить себе кардинальное отклонение от курса на всестороннее и объективное рассмотрение проблем и явлений. Потому что боится потерять доверие потребителя к заявленному качеству информации. А вместе с тем и долю рынка качественных СМИ.
У бюджетозависимых – иная печаль, иные заботы. Если государство от них требует пропаганды, то главный риск для них – неисполнение требования. Под угрозой увольнения. Примеров тому много.
А еще есть партийные СМИ. Они тоже – ограниченно интересны. Поскольку призваны всегда, при любой правде, занимать точку зрения своей партии, своей ключевой группы граждан. Но мне скучно знать заранее, кто всегда и во всем виноват… Кажется, время партийных СМИ минуло. Боевые листки нужны во время войн и революций. Но это – совсем другая история.
«Зависимая газета» зависит от меня и пишущих в ней людей. А те, в свою очередь, – от обстоятельств и коллизий собственной судьбы, сформировавших их взгляды и представления по ходу освоения профессии. Профессии журналиста. По-прежнему самой неудобной для власти. И, убежден, самой полезной для общества.
И поскольку «Зависимую газету» делают те же журналисты, что работают в «Независимой», никаких различий ни в отношении к делу, ни к качеству материалов нет. Различия имеются чисто жанровые. Что даже интересно…