0
4510
Газета ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА Интернет-версия

17.06.2014 00:01:07

Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа

Тэги: культура, театр, мхат, критик, искусство


Много лет назад, я уже окончил ГИТИС, ко мне обратился мой товарищ, еще со школьных лет. Он готовился поступить на театроведческий факультет. Будущие врачи часто, чтобы облегчить себе поступление в медицинский и приобрести первый опыт, идут работать санитарами в больницу, а мой друг работал дворником во МХАТе. И вот звонит он мне однажды и начинает объяснять, как мало ему платят, как хотелось бы больше и можно получать больше, но для этого надо взять там же, во МХАТе, второй участок, а для этого ему нужна «мертвая душа», человек, который согласится устроиться в Художественный театр дворником. Он предлагает это сделать мне, плюсы очевидны – в кармане появится красная книжечка, служебный мхатовский пропуск. Можно в театр со служебного входа заходить, в служебный буфет опять же. А служебный буфет и тогда в Художественном театре был хорошим, плюс ко всему с едой, вообще с продуктами, в Москве тогда было не очень благополучно, а тут, на четвертом этаже театра, и тепло, и вкусно, и недорого, а за соседним столиком – сам Олег Николаевич Ефремов. Или  Смоктуновский. Счастье! Большего и не надо. Я, разумеется, согласился. Тем более друг просит. Так появилась у меня корочка с чайкой на обложке, с фотографией и официальной должностью – дворник. И очень быстро я попал в зависимость от этого служебного буфета.

На всю жизнь запомнил, как однажды, разбираясь с какой-то знатной котлетой, наблюдал со стороны за сидевшими за соседним столиком Ефремовым и Калягиным. Олег Николаевич только-только приступил к репетициям «Бориса Годунова», Калягин должен был сыграть заглавную роль. Репетиции шли трудно, в конце концов Годунова сыграл сам Ефремов, спектакль все признали неудачей, но вот Ефремов в роли Годунова стоил отдельного разговора, он сыграл трагедию не неправедной власти, он сыграл трагедию любой власти в России, кто-то даже написал, что в Годунове ефремовском проступают черты Горбачева, и с этим легко было согласиться, поскольку раздумья о тогдашней только-только случившейся трагедии распада, развала СССР занимали мысли Ефремова, а с Горбачевым он продолжал поддерживать отношения, не скрывал неизменной симпатии. Я и сегодня уверен, что в тот самый момент Калягин и принял решение выйти из этой истории, в успех которой, было видно, он не сильно верил. Затянувшись сигаретой, тогда еще не было запрета на курение в местах общепита, Ефремов громко не столько даже Калягину, скорее делясь собственными размышлениями, вместе с дымом выпустил из себя и вопрос: «Ты понимаешь, что у Пушкина самое главное?» Калягин напрягся и даже подался вперед. Они сидели за соседним столом, Ефремов задал свой вопрос громко, так, что напряглись и несколько подались в сторону стола, за которым сидели Калягин с Ефремовым, кажется, все, кто находился в этот момент в буфете. Я, разумеется, тоже. В одно мгновение весь превратился в слух. И мне, и всем, конечно, стало интересно узнать, что же у Пушкина самое главное. А в первую очередь это было интересно Калягину, поскольку, можно предположить, ключи к образу Годунова подыскивали долго и как-то до тех пор безрезультатно. А Ефремов задал свой вопрос и замолчал, уставившись, видел я боковым зрением, в одну точку. Казалось, вообще забыл и про свой вопрос, и про Калягина. Продолжал курить. И  молчал. В буфете установилась почти гробовая тишина, все терпеливо ждали, когда Олег Николаевич ответит. Наконец он ожил и, сделав в воздухе рукой с сигаретой некий жест полукругом, завершил свою мысль: «Ты понимаешь, у него же все неоднопланово!»

Любшин, Ия Саввина, Софья Станиславовна Пилявская, Смоктуновский, Невинный – за одно удовольствие посмотреть на них вне сцены, в «человеческом виде», я ценил этот самый пропуск с чайкой. Ну а параллельно я уже писал свои статьи и после очередной премьеры – это был, как сейчас помню, спектакль «Швейк во Второй мировой войне», поставленный Марком Розовским, я написал не слишком добрый отзыв. Короче говоря, сильно поругал и спектакль в целом, и режиссера-постановщика Марка Розовского, у которого, к слову, до сих пор и с неизменным успехом идет в МХТ спектакль «Амадей», и исполнителям тоже досталось, каждому в отдельности. А спектакль был поставлен, можно сказать, для актерской семьи великого русского актера Вячеслава Михайловича Невинного и его замечательной супруги народной артистки России Нины Ивановны Гуляевой. В том спектакле и они играли неважно, о чем я и написал без обиняков, невзирая на лица.

Много лет спустя мне рассказали, как тяжело переживал Невинный эту статью, во всяком случае, когда его в коридоре встретила тогдашняя замдиректора театра Ирина Корчевникова, на нем лица не было. И чтобы как-то ободрить любимого актера, Ирина Леонидовна честно сказала ему: «Вы из-за рецензии расстроились, Вячеслав Михайлович? Да вы что?! Это ж наш дворник, я вам и показать могу, пойдемте в отдел кадров. Дворник, во дворе его участок, и фасад его… Даже внимания не обращайте! Еще расстраиваться, дворник какую-то ерунду написал, а вы переживаете…». И даже обещала разобраться по своей административной линии.

И черт его знает: по этой ли причине или по собственной моей безалаберности и разгильдяйству, пропуск вскоре куда-то мой запропастился. И стал я с тех пор ходить в театр исключительно с главного входа как критик, потеряв все свои прежние дворницкие преференции. А так бы, может, уже и квартира служебная была. Я не знаю, правда, дают ли мхатовским дворникам служебное жилье. Вовремя спросить забыл.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1510
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
870
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1758
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
996

Другие новости