В Идлибе пока соблюдается режим прекращения огня. Фото Reuters
Главы МИД РФ, Ирана и Турции Сергей Лавров, Мохаммад Джавад Зариф и Мевлют Чавушоглу обсудили ситуацию в Сирии. Они беседовали в формате видеоконференции. Но следующий раунд переговоров на высшем уровне по Сирии в рамках Астанинского формата пройдет не онлайн, а там, где и было намечено, – в Иране.
Беседа глав внешнеполитических ведомств трех стран была необычной. Министры стран Астанинского формата (в него входят Россия, Турция и Иран) встречаются уже седьмой раз. Но ранее они всегда беседовали очно. Необходимость отказаться от такой формы общения была вызвана, естественно, коронавирусом. Из-за него была перенесена на неопределенный срок встреча лидеров стран Астанинского формата. Она должна была пройти в марте в Тегеране. «Стороны подтвердили проведение шестого раунда переговоров лидеров стран – гарантов астанинского процесса в Иране после того, как нормализуется ситуация с коронавирусом», – сообщила пресс-служба иранского МИДа.
А пока три министра обсудили процесс мирного урегулирования в Сирии и конкретно – ситуацию в провинции Идлиб. В этой последней из не контролируемых официальным Дамаском зон деэскалации сейчас тишина. Как сообщило во вторник российское Министерство обороны со ссылкой на Центр по примирению враждующих сторон в Сирии, соблюдение режима прекращения огня в Идлибе продолжается.
Российские и турецкие военные провели пятое по счету патрулирование самого горячего участка столкновений – трассы М4. При этом Турция за последнее время увеличила здесь свое военное присутствие. В воскресенье она начала строительство наблюдательного пункта на этой стратегически важной дороге. Будет ли и дальше соблюдаться режим тишины, никто не может гарантировать. Известно лишь, что в районе трассы по-прежнему находятся формирования группировки «Хайят тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ). Все попытки Турции договориться с ней об отводе боевиков пока не увенчались успехом. Между тем в соответствии с договоренностями турецкого и российского лидеров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана именно Анкара должна обеспечить разблокирование трассы. Напомним, ситуация в Идлибе резко обострилась в феврале, когда «Хайят тахрир аш-Шам» и сирийские правительственные войска вступили в столкновения. В боях приняли участие и турецкие войска. Фактически начались схватки между военными Турции и Сирии. Ситуацию удалось разрешить только путем переговоров Путина и Эрдогана в Москве 5 марта.
Непонятна и судьба процесса мирного урегулирования за пределами Идлиба. Конституционный комитет по Сирии, в рамках которого противоборствующие стороны по идее должны были договариваться о компромиссе, не собирается с ноября прошлого года. Теперь, видимо, к этому вопросу предстоит вернуться. Впрочем, извечную повестку мирных переговоров по Сирии может очень серьезно изменить ситуация с пандемией. Так, правительство Сирии направило запрос в ООН с просьбой прислать оценочную медицинскую миссию в лагерь беженцев Эр-Рукбан, который находится под контролем американских военных. Там из-за большой скученности людей складывается сложная эпидемиологическая обстановка. Просьба удовлетворена. Однако официальный Дамаск, поддержанный российскими представителями, недоволен тем, что в лагерь будет направлена еще и колонна ООН с гуманитарными грузами. Сирийские власти опасаются, что таким образом будут снабжаться находящиеся в Эр-Рукбане боевики.
комментарии(0)