Израильтяне полагают, что к концу года у иранцев окажется как минимум 40 килограммов обогащенного на 90% урана. Фото Reuters
Израильская армейская разведка (АМАН) ожидает, что Иран будет иметь достаточный объем обогащенного урана для производства как минимум одной ядерной бомбы уже к концу 2020 года. Об этом говорится в годовом прогнозе ведомства. На производство средства доставки Тегерану понадобится чуть больше – два года, уверены в израильском разведсообществе. В экспертной среде допускают, что в Иране могут просчитывать все сценарии на фоне нынешнего обострения с США, однако считают, что сейчас иранское руководство нацелено на другую развязку.
В прогнозе АМАН на 2020 год говорится, что соответствующий объем урана у иранцев может появиться к концу года при условии, что темпы обогащения радиоактивного материала сохранятся на нынешнем уровне. На фоне усиления экстерриториальных санкций США и бессилия европейских участников Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, ядерной сделки) в Тегеране несколько раз объявляли об отказе от обязательств, которые содержит многосторонний договор, подписанный в 2015 году. В связи с постепенным «отмиранием» СВПД израильтяне полагают, что к концу 2020 года в руках Ирана окажется как минимум 40 кг обогащенного на 90% урана, необходимого для создания одной ядерной боеголовки.
Впрочем, несмотря на все публичные заявления израильского официоза о том, что Иран обладает богатым ракетным арсеналом, в АМАН не считают, что у Исламской Республики есть ракеты, которые способны доставлять ядерную боеголовку. Для развития этого потенциала иранцам понадобится как минимум два года, предполагает армейская разведка Израиля.
В целом в прогнозе АМАН говорится, что убийство командующего силами «Аль-Кудс» в составе иранского Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани будет в перспективе определяющим фактором для почти всего Ближнего Востока. Израильтяне считают, что американская операция против генерала в Багдаде ударила по механизму координации иранских союзников в регионе и в первую очередь по руководству ливанской военно-политической организации «Хезболла». В то же время приоритетным направлением для Ирана является Ирак, убеждены в Израиле. АМАН ожидает, что именно там Иран попытается укрепить свое политическое влияние и организовать действенный ответ на убийство влиятельнейшего командира КСИР.
Сейчас Британия, ФРГ и Франция намереваются запустить механизм по разрешению споров в рамках СВПД, но их инициатива пока выглядит попыткой прикрыть неспособность переубедить США, которые настаивают на своем варианте договора с Ираном с включением широкого круга вопросов. Иран назвал действия европейцев «слабым и пассивным шагом». Официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави заявил, что алгоритм по разрешению споров уже был запущен более года назад – по инициативе Ирана. Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов, в свою очередь, выразил надежду, что запуск механизма урегулирования не усложнит ситуацию вокруг Тегерана еще больше.
«К сожалению, запуск механизма ядерной сделки «евротройкой» показал, что оставшиеся участники СВПД, несмотря на поддержку сделки, существенно расходятся во мнениях о том, что делать дальше. Это не трагично, но вряд ли полезно», – написал Ульянов в своем Twitter 15 января. Российский дипломат подчеркнул, что противники СВПД воспринимают механизм разрешения споров как «последний гвоздь в гроб ядерной сделки». «Участникам СВПД надо бы их разочаровать и имплементировать механизм наиболее разумным образом, минимизировав связанные с ним риски», – считает Ульянов.
«Израиль находится в таком положении, когда не может не просчитывать такой вариант (с получением Ираном ядерной бомбы. – «НГ»), учитывая то, как развиваются ирано-израильские отношения и учитывая баланс сил и интересов в самом Израиле, – заявил «НГ» старший преподаватель департамента политической науки Высшей школы экономики Григорий Лукьянов. – Речь идет о безусловном господстве правых в общественно-политическом дискурсе Израиля, а также в сфере политического управления». Эксперт в то же время отмечает: чем больше давят на Иран, тем больше усиливаются в Иране позиции тех, кто выступает за изоляцию страны с последующим переходом к отказу от всех договоренностей, которые когда-то были закреплены.
Тем не менее пока что, по мнению эксперта, в иранской элите складывается иная ситуация. «Иран с нынешним руководством – это не тот Иран, который готов разорвать все внешние связи и сделать ставку на создание ядерной бомбы и на «северокорейский» путь развития, – говорит Лукьянов. – Наоборот, страна – насколько это возможно – демонстрирует готовность к переговорному процессу и США, и своим европейским партнерам. На мой взгляд, разработка военного атома на сегодняшний день не является единственным выходом для Ирана из сложившейся ситуации». Аналитик выразил сомнение в том, что Иран сейчас делает упор на «ядерный» сценарий и активно вкладывается в развитие военного атома в обход всех ранее взятых на себя обязательств в рамках СВПД.
комментарии(0)