Фото Getty Images
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заслуживает Нобелевской премии мира. Об этом заявила вчера участник международной конференции NATO Engages в Лондоне заместитель генерального директора влиятельного Международного института стратегических исследований (IISS) Кори Шаке. «Весьма серьезно: генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заслуживает Нобелевскую премию мира за убеждение Трампа в ценности НАТО», - написала госпожа Шаке в своем аккаунте в Twitter, заметив, что никто кроме господина Столтенберга не смог ранее хотя бы на дюйм «переместить Трампа» в каком-либо вопросе.
Инициатива Кори Шаке прозвучала накануне саммита глав государств-членов НАТО, который открывается сегодня, 4 декабря в Лондоне. И накануне же с натовского Олимпа были поданы любопытные сигналы Москве, которые – если будут услышаны – почти наверняка приведут к расширению числа претендентов на Нобелевскую премию мира.
«Я думаю, мы можем поладить с Россией, это было бы неплохо», - заявил президент США Дональд Трамп в ходе двухсторонней встречи с президентом Франции Эммануэлем Макроном в Лондоне, заметив, что похожей точки зрения придерживается сам Макрон, и что российский народ «это тоже хотел бы увидеть». В ответ французский лидер сказал о необходимости «стратегического диалога» с Россией как условии обеспечения безопасности в Европе.
«Трамп не назвал Россию врагом НАТО», - прокомментировал в своем аккаунте в Twitter итоги лондонской встречи президентов США и Франции главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков.
О том, что НАТО не рассматривает сегодня Москву в качестве своего врага, заявил и генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг. «НАТО не имеет никакого списка врагов, потому что мы не видим никакой близкой угрозы ни одному из наших союзников», - сказал господин Столтенберг в интервью польской газете Rzeczpospolita. Создание «списка врагов» НАТО было бы «опасной ошибкой», уверен руководитель альянса, отметив, что «мы не определяем Россию таким образом».
Дополняющие друг друга заявления Трампа, Макрона и Столтенберга об отказе считать Россию врагом НАТО, сделанные накануне юбилейного саммита альянса в Лондоне, дают основания предполагать, что в высшем руководстве НАТО начинает формироваться новый консенсус относительно политического статуса Москвы. Разумеется, это не значит, что в итоговом коммюнике лондонской встречи 4 декабря изменится привычная натовская риторика в отношении политики Кремля, что ему будут прощены Крым, война на Донбассе и замаячит перспектива отмены санкций. Скорее, речь идет о сигнале Москве о готовности НАТО к разрядке в российско-натовских отношениях, их перезагрузке на взаимовыгодной основе. И, естественно, при условии, что сама Москва будет готова к ответным конструктивным шагам. Если такие шаги последуют, тогда Нобелевскую премию мира вместе с Йенсом Столтенбергом по праву смогут разделить Дональд Трамп, Эммануэль Макрон и Владимир Путин.
Впрочем, пока открывать шампанское все же рановато. Как показали дискуссии на площадках международной конференции NATO Engages 3 декабря, политические лидеры альянса намерены придерживаться ранее принятой стратегии «2track» в отношении России – «сдерживание плюс диалог». Во всяком случае, до тех пор, пока не получат убедительных оснований для ее пересмотра. Пока же особого оптимизма на этот счет союзники в НАТО не испытывают.
«Россия была исключена из «восьмерки» из-за недопустимого поведения и действий, и пока Россия не продемонстрирует явную готовность обратить вспять эти действия и изменить поведение, будет очень трудно вернуть все обратно, - заявил в ходе своего выступления на вчерашней конференции NATO Engages премьер-министр Канады Джастин Трюдо. - Мы знаем, что Россия является серьезной проблемой, и мы знаем, что Россия отвечает силой, а не уступками. Поэтому нам нужно сохранять твердость и защищать свои ценности».
«Мы хотим, чтобы была сильная и сплоченная НАТО, - заявил на той же конференции в Лондоне президент Польши Анджей Дуда. - Реакция на агрессию России против Украины - это хороший пример того, как НАТО должна работать».
«Я согласен, что мы должны поддерживать давление на Россию, но нам еще нужен и диалог, - озвучил вчера на конференции NATO Engages свою позицию премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. - Конечно, мы должны быть реалистами, но у нас не может быть мира без диалога».
По словам Йенса Столтенберга, «мы твердо верим в подход «2track» к России»: «Даже в самые худшие дни Cold War (первой холодной войны) мы могли работать с Россией. Нам нужен баланс между двумя направлениями (диалог и сдерживание – Прим. «НГ»), и мы должны улучшить диалог и прозрачность, чтобы избежать непреднамеренного конфликта».
Вполне вероятно, что новые заявления по России, сделанные Дональдом Трампом, Эммануэлем Макроном и Йенсом Столтенбергом, спровоцируют новую широкую дискуссию внутри НАТО, которая не ограничится сегодняшним саммитом в отеле Grove на границе Большого Лондона. Впрочем, похоже, самих лидеров альянса такая перспектива не пугает. «НАТО просуществовала 70 лет, потому что у нас всегда были откровенные разговоры, которые в итоге сделали нашу организацию более гибкой, адаптированной ко времени, - заявил на конференции NATO Engages канадский премьер-министр Джастин Трюдо. - Разногласия и дискуссии на протяжении всей истории НАТО сделали наш союз более устойчивым, способным решать сложные проблемы, действительно важные в современном мире».
комментарии(0)