Солдаты Ливийской национальной армии все еще пытаются взять Триполи. Фото Reuters
На Западе и в ряде арабских стран набирает силу очередная кампания по демонизации Москвы и ее политики. На этот раз Россию осуждают за якобы эскалацию ливийского конфликта в собственных интересах, в том числе путем использования наемников и печатания денег для «восточного» правительства страны. Впервые к критике Москвы на этом направлении присоединилось если не все Правительство национального единства (ПНЕ) Фаиза Сараджда, то по крайней мере некоторые из его министров.
Речь идет о министре внутренних дел ПНЕ Фатхи Башаги, относительно недавно назначенном на этот пост и представляющем главным образом вооруженные формирования мисуратской группировки, сыгравшие ключевую роль в спасении ПНЕ и ее армии. Во время пребывания в Вашингтоне, где он вместе с министром иностранных дел Мухаммедом Сиалой представлял правительство Сараджа на американо‑ливийском форуме, Башаги дал интервью агентству Bloomberg. В нем он поведал о том, что пока США, действуя вместе с ПНЕ, борются против «Ислаского государства» (ИГ, запрещено в РФ), «русские вмешиваются в конфликт, чтобы подлить масла в огонь и раздуть его вместо того, чтобы искать решение».
Заявление по итогам американо‑ливийских переговоров, с которым выступила представитель Государственного департамента США Морган Ортагус, тоже было выдержано в духе критики в адрес Москвы, якобы пытающейся использовать ливийский конфликт в собственных интересах.
История с российскими то ли военнослужащими, то ли наемниками, как часто называют на Западе сотрудников частной военной компании Вагнера, тянется уже несколько лет. Их периодически где‑то обнаруживают, бывает, убивают и всегда рассказывают жуткие истории. Но предъявить достоверных доказательств их присутствия, например в Сирии или Ливии, не могут.
Нынешний раунд разоблачений русских наемников начался в сентябре, когда катарская Al Jazeera поведала миру о гибели российских граждан в ходе боев за Триполи. Сообщение оказалось ложью. Никаких доказательств представлено не было. Затем в начале ноября New York Times сообщила о прибытии в Ливию около 200 российских наемников. Но если верить главе МВД ПНЕ, к сегодняшнему дню численность русских наемников из так называемой группы Вагнера достигла уже 1,4 тыс. человек. Среди них – около 25 летчиков, умеющих управлять самолетами Су‑22 еще советского производства, артиллеристы и другие специалисты, в том числе снайперы. Об этом, по мнению Башаги, свидетельствует повысившаяся и зафиксированная в последнее время точность стрельбы бойцов Ливийской национальной армии (ЛНА) под руководством Халифы Хафтара и изменившаяся тактика боевых действий ее подразделений. Сюда же подверстывают и изготовление в России ливийских денег по заказу Хафтара. Москву в этой связи обвиняют в закладке финансовой мины под ливийскую экономику.
Мотивы «западных партнеров» России вполне понятны. Свои успехи в Сирии Москва вполне может перенести и в Ливию. Именно это и страшит Запад. Не совсем понятно, откуда такая прыть у шефа МВД в правительстве Сараджа. Не исключено, что мисуратовская группировка пробует напрямую выйти на США, оттеснив на задний план не слишком решительного Сараджа, и по этой причине спешит сделать Вашингтону приятное в расчете на то, что Белый дом окажет давление на Хафтара и вынудит того побыстрее согласиться на возобновление бесконечных переговоров.
Вряд ли осторожный Сарадж решится пойти на обострение отношений с Россией, прекрасно понимая, что Москва, по сути, закрывает глаза на довольно тесные отношения ПНЕ с джихадистами и откровенно криминальными структурами. Кремль много раз декларировал и подтверждал на деле свои заявления о том, что поддерживает ровные и равные отношения как с «восточным правительством Хафтара, так и ПНЕ Сараджа». В этой связи руководитель контактной группы по внутриливийскому урегулированию Лев Деньгов полагает, что имеет место обыкновенная провокация, направленная на то, чтобы вбить клин между Москвой и ПНЕ Сараджа.
Между тем военный баланс между силами Хафтара и Сараджа фактически находится в состоянии равновесия. Хафтар не может не то чтобы взять столицу, а хотя бы продвинуться на более или менее заметное расстояние к Триполи. В то же время его противники ничего не могут сделать, чтобы освободить от подразделений ЛНА окрестности Триполи.
Предпринятый на днях Вашингтоном очередной «дежурный» призыв к ливийцам, рассчитанный больше на Хафтара, прекратить начатое 9 апреля наступление на Триполи и вернуться за стол переговоров, чтобы продолжить прерванные тогда поиски мирного пути решения ливийского кризиса, никакого результата не дал. Хафтар этот призыв проигнорировал, понимая, что возвращение к переговорам означает для него признание поражения, а для его противников – способ выживания.
комментарии(0)