Фото сайта mil.ru
Министры иностранных дел и обороны РФ Сергей Лавров и Сергей Шойгу проведут 30 мая встречу в Токио с японскими коллегами в формате 2+2. Первоначально Токио хотел обсуждать в таком диалоге китайскую военную угрозу, но Москва отказалась. Поэтому речь пойдет прежде всего о проблемах безопасности в регионе, в частности о ядерной программе КНДР, которая тревожит обе страны. Однако Токио протестует против присутствия российских войск на Южных Курилах, а Москва обеспокоена размещением элементов ПРО США у границ РФ. Поскольку по территориальному вопросу согласия нет, стороны, возможно, сосредоточатся на совместном экономическом освоении спорных островов.
Японо-российские отношения колеблются в диапазоне «тепло–холодно». Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сделал ставку на то, чтобы добиться подписания мирного договора и урегулирования разногласий при содействии президента РФ Владимира Путина. Неоднократные встречи двух лидеров помогли снять напряжение из-за спорных островов. Диалог министров в формате 2+2 – это тоже шаг к сближению двух держав, от которых в немалой степени зависит безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По информации МИД РФ, на предстоящей встрече стороны обсудят актуальные проблемы глобальной и региональной повестки дня, в том числе развитие ситуации вокруг Корейского полуострова, Сирии, вопросы нераспространения, контроля над вооружениями, а также взаимодействие в борьбе с новыми вызовами и угрозами.
Стоит обратить внимание на то, что установлено определенное взаимопонимание между силовиками. Причем не только на уровне министров. В России только что побывал начальник штаба сухопутных войск Сил самообороны Японии генерал-лейтенант Юаса Горо. Он обсудил перспективы военного сотрудничества с генералом армии Олегом Салюковым, главнокомандующим сухопутными войсками России. Гость посетил Военный учебно-научный центр Общевойсковой академии.
Но раз межгосударственные отношения в значительной степени зависят от воли двух руководителей, они остаются хрупкими. В конце концов, ни Путин, ни Абэ не будут вечно оставаться у власти. Объективная реальность состоит в том, что Токио и Москва исповедуют разные ценности. Япония тысячами нитей связана с Западом. Недаром ведущий мозговой трест Австралии Lowy Institute провозгласил Японию лидером либеральных порядков в Азии. А российская власть привержена авторитарным методам правления.
К тому же в Москве не без оснований рассматривают военный союз Японии с США как серьезное препятствие на пути к установлению прочных мирных отношений с Токио. Военные планы США в регионе подрывают доверие Москвы к заявлениям японских политиков.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отметил: «Переговоры в формате 2+2 будут идти за закрытыми дверями. Япония отказывается обнародовать содержание переговоров. Тем не менее ясно, что проблема безопасности займет важное место. Будут говорить и о том, какие темы обсудят Путин и Абэ на предстоящей в июне встрече в рамках саммита G20, который пройдет в Японии».
Россию беспокоит предстоящее размещение в Японии элементов американской системы ПРО. Одна из этих установок будет расположена близ российской территории. Хотя японцы говорят, что эти средства предназначены для защиты от северокорейских ракет, Москва не может игнорировать такие шаги Токио и Вашингтона, подчеркнул эксперт.
Поскольку продвинуться к разрешению территориального спора не удается, стороны, возможно, уделят больше внимания перспективам совместной хозяйственной деятельности на островах Южно-Курильской гряды. Направления сотрудничества уже определены. Остается разработать для него юридическую базу, заключил Кистанов.
Как бы то ни было, в Токио считают, что контакты в формате 2+2 с Россией создали хороший прецедент и для разрешения противоречий с Пекином. Как передало агентство Kyodo, японское правительство предложило Китаю начать встречи министров иностранных дел и обороны на регулярной основе. Тем самым Токио надеется добиться деэскалации обстановки в Восточно-Китайском море, где каждая из сторон претендует на суверенитет над необитаемыми остовами Сенкаку (Дяоюйдао). Пекин пока на эту инициативу не ответил.
комментарии(0)