Тереза Мэй и британские министры обсуждают план взаимодействия с ЕС в поместье Чекерс. Фото Reuters
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и ее кабинет пришли к общему мнению по поводу стратегии страны в переговорах по брекзиту. Она предусматривает согласие королевства следовать правилам Евросоюза в некоторых сферах в обмен на более тесное экономическое сотрудничество с ним. Соратники Мэй сочли ее предложения пораженческими, а ЕС – наоборот, неоправданно оптимистичными.
Британское правительство согласовало единую позицию на переговорах с Брюсселем. Детали стратегии властей будут изложены на 120 страницах Белой книги, которую опубликуют в четверг.
Соглашение о новом плане по брекзиту – результат переговоров министров, которые состоялись в минувшую пятницу в загородной резиденции Мэй – поместье Чекерс. Таким образом был достигнут компромисс между двумя противоборствующими лагерями в правительстве.
Первый настаивал на реализации «жесткого» брекзита, предполагающего как полный выход Британии из Европейского единого рынка (ЕЕР) и Таможенного союза, так и прекращение распространения юрисдикции Европейского суда на королевство. Главным поборником такого варианта развода с Брюсселем выступал глава МИДа Борис Джонсон. Второй лагерь, в который помимо прочих входили Мэй и канцлер казначейства Филип Хаммонд, предлагал смягчение подхода Джонсона. Премьер и ее союзники утверждали: экономический урон от полного разрыва связей с Брюсселем окажется критичным, поэтому Лондону требуется пойти на уступки.
В результате Мэй удалось отстоять свою позицию, и Белая книга, как сообщают СМИ, будет содержать ряд новых компромиссов, от которых ранее отказывался Лондон. Речь, в частности, идет о готовности королевства принимать правила ЕС в сфере торговли товарами и сельскохозяйственной продукцией, чтобы получить доступ к этим сегментам ЕЕР. Другими уступками стали, во-первых, согласие Лондона подчиняться некоторым решениям Европейского суда и, во-вторых, создание специальной инфраструктуры для проверки товаров, пересекающих границу между Северной Ирландией и Ирландией.
При этом Мэй пообещала, что правила игры в области торговли услугами продолжат определяться королевством даже после брекзита. Напомним, что именно на сферу услуг приходится около 80% ВВП Британии.
Ряд консерваторов уже заявили о поддержке Мэй. «Я реалист, и одна из вещей, которые я уяснил для себя, занимаясь политикой, то, что лучшее порой бывает врагом хорошего», – заявил в интервью Би-би-си министр по делам окружающей среды Майкл Гоув, комментируя согласованный в Чекерс план.
Как подчеркнул Гоув, британцы получат то, за что голосовали на референдуме по брекзиту летом 2016 года. Ведь, как пояснил министр, даже с учетом уступок Мэй, «80% нашей экономики не будет подвергаться принятым в Брюсселе мерам регулирования». Кроме того Британия откажется от обязательства беспрепятственно пускать к себе европейских мигрантов, добавил он.
Однако оптимизм Гоува передался не всем его соратникам. Так, по мнению депутата-тори Эндрю Бриджина, предложения Мэй – не что иное, как капитуляция перед Брюсселем. О своем негодовании по поводу как поведения премьера, так и «выбросившего белый флаг» Джонсона Бриджин дал понять в статье, опубликованной в Daily Mail.
По словам другого депутата-тори – Джейкоба Рис-Могга, план Мэй, если он будет реализован, станет предательством избирателей, проголосовавших за брекзит. «Слишком «мягкий» брекзит означает, что мы вообще не вышли (из ЕС. – «НГ») и что мы продолжим принимать указания (из Брюсселя. – «НГ»)», – посетовал он в интервью Би-би-си.
Со своей стороны, Мэй вынесла коллегам предупреждение: если кто-либо из министров дерзнет публично выступить против согласованной в Чекерс позиции, его ждет увольнение. А если мятежников поддержат и другие консерваторы, то, чтобы изменить политику по брекзиту, им придется сначала избавиться от лидера правительства. В этом случае Британию и консерваторов скорее всего ждут внеочередные выборы, на которых последние могут лишиться большинства.
Но если многим тори предложения Мэй показались капитуляцией перед ЕС, в самом Брюсселе придерживаются иной точки зрения, пишет Guardian со ссылкой на дипломатические источники в объединении. По словам собеседника издания, уступки Мэй «недостаточны, чтобы сделать предложение британской стороны приемлемым для Европейского союза». Источник Guardian добавил: стратегия премьера – хорошая «отправная точка» для дискуссий, но в нынешнем своем виде «она, вероятно, покажется ЕС неудовлетворительной».
Мэй призвала европейских политиков отказаться от их «непреклонной» позиции на переговорах. Она подчеркнула: согласованный план является итоговым, а поэтому Брюсселю стоит относиться к нему «со всей серьезностью» и «сесть за стол переговоров».
Ранее руководство ЕС не раз подчеркивало неделимость европейского экономического пространства, призывая британские власти определиться: или они выходят из ЕЕР полностью, или останутся в нем, но будут следовать правилам игры Брюсселя, как это делает, например, Норвегия. Однако, как ранее писала «НГ» (см. номер от 26.06.18), некоторые представители европейского бизнеса – в частности германского – предлагали Брюсселю смягчить требования к королевству. Отметим, что Британия – главный экспортный рынок для компаний по производству автомобилей. Но в экспертной среде в поблажках королевству со стороны Берлина сомневаются.
Германские власти едва ли станут лоббировать предоставление Лондону каких-то особенных условий участия в европейских институтах, включая ЕЕР, считает заместитель директора Института Европы РАН Владислав Белов. «В Берлине не раз повторяли, что не дадут британцам, что называется, выковыривать изюм из булочек, и что все должны играть по общим правилам», – сказал он «НГ».
Риск издержек из-за брекзита для компаний ФРГ существует, отметил Белов, однако «они не смогут нанести серьезного удара по ее конкурентоспособности в сфере торговли товаров». «Ведь даже если, скажем, Британия введет в отношении Германии пошлины, то ЕС может ответить тем же, и в итоге компании ФРГ все равно останутся в доминирующем положении в этой области», – пояснил он.
комментарии(0)