0
7418
Газета В мире Интернет-версия

11.05.2018 17:00:00

Чем грозит миру конфликт в Южно-Китайском море

Тэги: южнокитайское море, сша, китай, асеан, кнр, конфликт


южно-китайское море, сша, китай, асеан, кнр, конфликт Фото Sergey Mihailicenko/Anadolu Agency/Getty Images

Сегодня Южно-Китайское море – один из самых взрывоопасных регионов планеты, считают участники круглого стола, который состоялся 11 мая в Институте востоковедения Российской Академии наук. Многие выступавшие говорили об опасности углубления противоречий между Китаем и США, а также Китаем и странами АСЕАН, что угрожает стабильности не только в регионе, но и во всем мире. Ведь Китай уже не скрывает, что стремится как можно дальше отодвинуть свои морские рубежи и создать условия для размещения далеко в море средств раннего предупреждения о нападении, а также систем ПРО и ПВО. В ответ США отказываются признать законность установленных Пекином в Южно-Китайском море запретных зон и постоянно провоцируют Китай, направляя в эти зоны свои военные корабли. В такой ситуации, по мнению ряда востоковедов, один случайный выстрел может привести к началу большой войны двух мировых сверхдержав.

Кроме того, отмечалось, что США в регионе явно столкнулись с кризисом доверия. Страны АСЕАН не хотят иметь Китай своим врагом. Они уже приглушили споры с КНР по поводу принадлежности островов и акватории Южно-Китайского моря и пошли на ряд соглашений, включая участие в организуемом Китаем проекте «Один пояс, один путь». Близки к завершению переговоры по Всеобъемлющему экономическому партнерству (ВРЭП).

Против соглашательской политики в отношении КНР выступает сегодня лишь Вьетнам. Сложность его положения усугубляется тем, что давление Пекина в ответ на планы Ханоя исследовать несколько районов Южно-Китайского моря на нефть и газ нарастает. При этом стороны спорят не только об островах Спратли, но еще и о Парасельских островах, которые Пекин захватил в 1974 году еще у Южного Вьетнама.

Одним из ключевых вопросов Круглого стола стал анализ американо-китайских противоречий, которые в последнее время обостряются, в том числе и в Юго-Восточной Азии. Причина этого в том, что этот регион и особенно Южно-Китайское море занимает одно из центральных мест в ведомых США и Китаем глобальных геополитических проектах – формировании Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) и реализации Инициативы пояса и пути (ИПП).

Сам факт возникновения проекта ИТР свидетельствует, что традиционный Азиатско-Тихоокеанский регион, основанный на сотрудничестве США и КНР, фактически перестал существовать. То, что акватория Южно-Китайского моря географически находится в эпицентре будущего ИТР, способно еще более значительно «раскачать» китайско-американские противоречия по всему спектру проблем, связанных с этой акваторией.

Говоря о противостоящей США китайской «Инициативе пояса и пути», важно подчеркнуть, что к акватории Южно-Китайского моря будут выходить экономический коридор Китай-Индокитай и участок Морского шелкового пути. Стремясь защитить свои инвестиции в эти глобальные проекты, Китай неизбежно будет формировать выгодную себе международную обстановку. Вероятным сценарием выглядит создание китаецентричной системы «общей безопасности». Первые признаки ее формирования – например, предложение Китая странам АСЕАН провести военно-морские маневры в Южно-Китайском море с их фиксацией в соответствии с принятыми международными практиками – уже есть.

Перспектива конкуренции американского и китайского проектов чревата большими потрясениями и формирует запрос стран региона на повышение эффективности международных механизмов, способных амортизировать современные и перспективные противоречия Вашингтона и Пекина.

В этой связи особое внимание участники Круглого стола уделили политике России. По мнению ряда выступающих, она должна с одной стороны сохранить традиционные принципы – неприменение силы, опору на нормы международного права, но в то же время стать более независимой, тверже отстаивающей свои национальные интересы. Ведь до 2014 года такая политика себя оправдывала, позволив РФ превратиться в весьма влиятельную политическую силу в регионе.

Нынешняя же односторонняя направленность нашей политики на Китай, указывали собравшиеся, существенно осложняет возможность России действовать независимо, и, кроме того, ухудшает отношения с нашими традиционными друзьями – например, с тем же Вьетнамом. Вместо этого предлагалось искать баланс, устанавливать взаимовыгодные отношения со всеми странами региона, которые проявляют желание с нами дружить.

Дмитрий Валентинович Мосяков – заведующий Центром исследований Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

Евгений Александрович Канаев – доктор исторических наук, профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Европа увидела риск неполучения помощи от Федрезерва США

Михаил Сергеев

Пекин провел финансовый форум стран глобального Юга для создания нового международного порядка

0
405
Между Белым домом и Кремлем появляется доверие

Между Белым домом и Кремлем появляется доверие

Геннадий Петров

Представители США и России заговорили на одном языке

0
448
Посылать итальянских солдат в Украину – безумие

Посылать итальянских солдат в Украину – безумие

Александр Тараканов

Почему в Риме перестали говорить о военной поддержке Киева

0
391
Узбекистан вводит экспортные пошлины на 86 видов товаров...

Узбекистан вводит экспортные пошлины на 86 видов товаров...

Светлана Гамова

В Молдавии хотят дать силовикам широкие полномочия

0
520

Другие новости