Анджей Дуда обвинил Еврокомиссию в лицемерии. Фото Reuters
Европейская комиссия приняла решение дать ход статье 7 Договора ЕС, который в конечном итоге может привести к лишению Польши права голоса в Совете Европы. Первый заместитель председателя ЕК Франс Тиммерманс, объявивший об этом «с тяжелым сердцем», сказал, что у Польши есть три месяца, чтобы выполнить рекомендации, касающиеся соответствия принятых в стране законов базовым принципам демократии.
На протяжении двух лет чиновники ЕС уже неоднократно обращали внимание польского руководства на нарушения принципа верховенства закона. Варшава получила четыре предупреждения, но конструктивного диалога так и не получилось. Чашу терпения переполнила проводимая в Польше судебная реформа, которая, как подчеркивают в Брюсселе, по многим параметрам несет угрозу независимости судов. «Мы требуем от Польши полного обеспечения независимости Конституционного суда и доработки закона о Конституционном суде и законов об обычных судах, отменив возрастные ограничения и особые права президента и министра юстиции по назначению и отзыву судей», – высказал претензии Тиммерманс.
Брюссель особенно беспокоит намеченное в Польше изменение системы формирования Верховного суда. После проведения реформы его членов будет назначать Национальный судебный совет, который, в свою очередь, будет выбираться Сеймом, а не судебными инстанциями. Так произойдет подчинение судебной власти большинству в парламенте, то есть правящей партии «Закон и справедливость».
За пять дней до принятия решения Еврокомиссией с первым зарубежным визитом в Брюсселе в качестве нового премьера Польши побывал Матеуш Моравецкий. Он принял участие в саммите ЕС, повстречался с некоторыми европейскими лидерами, отдельно – с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, но польские СМИ обрушились на него из-за того, что он, зная о готовящихся Еврокомиссией санкциях против Варшавы, палец о палец не ударил, чтобы их как-то упредить. Ко всему прочему вслед польскому премьеру канцлер ФРГ Ангела Меркель и Макрон на совместной пресс-конференции заявили, что поддерживают жесткие решения Комиссии по Польше. На эту критику Моравецкий, имея в виду возможность начала процедуры по статье 7 союзного Договора, ответил так: «Наверняка мы не будем действовать под дулом пистолета».
Вчера вспомнили, что весной прошлого года существенную роль в переговорах с Еврокомиссией играл именно Моравецкий, тогда вице-премьер. Он считался идеальным партнером: говорил по-английски, поддерживал контакт с Тиммермансом, у которого не складывались отношения с главой польского МИДа Витольдом Ващиковским. Но компромисса так и не удалось достигнуть. Dziennik Gazeta Prawna полагает, что в этом проглядывает «лоббинг твердолобых из ЗиС». Очевидно, не случайно сейчас говорится, что решение Еврокомиссии – это атомная бомба для партии власти.
Защищать сына-премьера взялся старейший депутат Сейма Корнель Моравецкий, который отверг обвинения в адрес главы правительства в том, что тот допустил столь резонансное решение Еврокомиссии: «Это не поражение политики Матеуша Моравецкого, он внесет потепление в образ Польши в Европе и сделает с ЕС отношения более глубокими».
Немедленно откликнулся на решение Еврокомиссии президент Польши Анджей Дуда, назвав его «чисто политическим». В обширном интервью телеканалу Polsat News глава государства, юрист с ученой степенью, проработавший замминистром в Министерстве юстиции и будучи четыре года членом Государственного трибунала, устроил настоящий экзамен европейским чиновникам: «Это решение не имеет ничего общего с профессионализмом. Кто знает систему государственного строя, если речь идет о функционировании правосудия в других европейских странах или в мире, тот прекрасно знает, что те решения, которые мы приняли в Польше, не отличаются от того, что существует во многих европейских странах, даже наоборот – они значительно более демократичны. Принятые законы о Совете правосудия и Верховном суде соответствуют Конституции. А в решении Еврокомиссии очень много лицемерия».
Опираясь на опросы общественного мнения, Дуда заметил, что 80% поляков хотели перемен в правосудии: «У людей глубокие чувства обиды и несправедливости, связанные с судопроизводством. Этого нельзя терпеть, это должно быть изменено и этому служат перемены. Я как президент хочу вернуть людям чувство справедливости».
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который, как пишут, в отличие от Тиммерманса затягивал «польский вопрос», высказался дипломатично: «Мы не сжигаем мосты и готовы к переговорам». Сам же процесс доведения до реального наказания Польши весьма длительный. Начнется он рассылкой решения всем странам – членам ЕС. Если 22 страны из 28 его поддержат, тогда и можно будет сказать: «Процесс пошел».